13:30
-:-
17:00
-:-

Заварухин: понимаю, какие слова нужны хоккеистам в конкретный момент

раздел КХЛ
Главный тренер "Автомобилиста" Николай Заварухин высказался о своей работе.

– Как у вас в команде организован тренировочный процесс?


– Почти целый день мы проводим с хоккеистами. Подготовительная работа идёт постоянно, не заканчивается: мы обсуждаем планы, иногда что-то меняем. Бывает, что на вечерней тренировке планировали сделать одно, но посмотрели на ребят и решили скорректировать. Смотришь, как прошло занятие: где-то чего-то не хватает, анализируем видео, мониторим пульсовые зоны – на каком пульсе ребята работают, что нужно добавить.

– Кто придумывает упражнения для игроков?

– Выбор упражнений зависит от каждого парня, что мы хотим из этого получить. Есть командные упражнения, есть технические для каждого игрока отдельно. Садимся вместе с тренерами – я предлагаю своё исходя из имеющейся базы, они высказывают своё мнение, и мы приходим к общему знаменателю. Сейчас много разных методик, видео. Главное – понимать, чего ты хочешь добиться от тренировки. Взять понравившееся упражнение у другого тренера – это не зазорно. При этом важно смотреть, смогут игроки это сделать или не смогут. Иногда можно поэкспериментировать.

 – В чем, по-вашему, главная функция тренера – это отец, старший брат, наставник-психолог?

 
– Наставник, который поведет за собой, в которого они поверят – в его работу и авторитет. И тогда они будут выполнять то, что тренер от них просит, что приносит результат. В какой-то мере тренер – ещё и психолог, игроки проводят с нами много времени, у нас как большая семья. Хотя я слышал, что многие парни ходят к психологам, с кем-то разговаривают об этом.

– Начало сезона, вы заходите в раздевалку. О чем говорите?

– Понятно, что поздравляю с окончанием отпуска и началом сезона. Хотя в этот раз отпуск был довольно длинный. Так и сказал им: "Все соскучились по хоккею. Мы остались в долгу перед болельщиками и перед собой за прошлый сезон". Постараюсь, чтобы они поняли, что играют в отличном клубе, в котором созданы все условия, и они должны показать свой уровень. У нас есть хорошие ребята-мастера, которые должны прогрессировать ещё.

– Бывало такое, что после тяжелого матча вы не знали, что сказать игрокам?


– Нет. Практически всегда я понимаю, какие слова нужны хоккеистам в конкретный момент. Это пришло с опытом – он всё равно нужен, чтобы быть главным тренером. Без этого никак.

– Ностальгия по игре иногда просыпается?

– Да, хочется выйти на лёд и поиграть. Но время уже ушло, физиологию не обманешь. Теперь настало время работать тренером. Говорим ребятам, чтобы они ценили то время, пока они играют. В это время ты нужен хоккею, а когда заканчиваешь, то хоккей становится нужен тебе.

 – Был какой-то важный урок, который вы усвоили, когда занимались хоккеем в детстве или юности?

– Главное – стремиться вперед, не останавливаться на достигнутом. Когда я был в молодёжном или юниорском хоккее, были первые сборы, но меня не вызвали в сборную СССР. Подходит тренер: «У тебя есть потенциал, работай. Тебя увидят, посмотрят и вызовут». Первые сборы я пропустил, но потом большие ни разу не пропускал.

– В какой роли вам комфортнее – тренера или игрока?

– Это всё-таки разные истории. У тренера больше ответственности. Игрок вышел – у него пошел адреналин, парень столкнулся, бросил по воротам, забил. Это совсем другие эмоции. А тренер должен держать эти эмоции в себе, по-другому их выпускать. Этот адреналин находится внутри тебя, ты отвечаешь за всю команду, за ребят. Игроки же отвечают каждый за себя.

– Наверняка, в команде есть игроки, с которыми проще находить общий язык, чем с другими.


– Мы стараемся со всеми наладить нормальные рабочие отношения. Понятно, что технаря, который любит возиться с шайбой, ты не заставишь постоянно биться-бороться. Разделяем игроков, добавляем в тренировку кому и что нужно – как в тренажерном зале, так и на льду.

- Как выстраиваются человеческие отношения в коллективе?

– Я всегда открыт и говорю об этом ребятам. Мы вышли на лед, требования ко всем одинаковые, отработали своё время. После – пожалуйста, приходите, мы открыты. Говорите, если есть вопросы, я отвечу и помогу, чем смогу.

 – Как относитесь к ошибкам?

– На них надо указывать. То, как это делать, зависит от человека. На кого-то нужно голос повысить, кому-то просто объяснить. Некоторым можно и при всём коллективе сказать, а кого-то пригласить к себе, побеседовать один на один, чтобы парень не сломался, понял свою ошибку, и у него не осталось обиды на это.

– Что самое главное в хоккейной работе?

– Это результат, без него никуда. Если тренер даёт результат, он постоянно на плаву. Если не даёт, на него начинают косо смотреть, он становится ненужным. Увы, это жизненная правда, и от неё не уйти.

– Вы – фанат усердной работы или считаете, что для достижения результата всё-таки нужно немного удачи?


– Согласен, без нее никуда – это всё вкупе. И хорошая, правильная работа, и качественные исполнители, и сама команда, где есть настоящие мужики. Я считаю, что выигрывает та команда, где больше хоккейных мужиков, которые борются, показывают характер и не боятся играть.

– Говорят, что вы – приверженец строгой дисциплины.


– Не то, чтобы – просто мы стараемся поднять дисциплину на определённый уровень как игровую, так и бытовую, потому это поможет нам в дальнейшем. У нас есть как премирование, так и депремирование. Игроки подписывают документы – есть штрафы относительно телефонов в раздевалке, опозданий. Также есть момент неоправданного удаления, повлиявшего на итог матча. Стараемся не рубить с плеча за какие-то мелочи – всё в жизни бывает. Но есть моменты, за которые мы наказываем.

– Есть ли у вас какие-то особенные наказания, не такие, как у всех?


– Если человек плохо делает упражнение на льду, все вместе переделываем. Если кто-то плохо крутит велосипед – переделываем. Помогает подтянуть командный дух и мотивировать ребят между собой.

 – Что мотивирует вас как тренера?

 
– Желание, оно у меня огромное. Мне нравится моя работа, я получаю от нее удовольствие. Плюс за неё платят неплохие деньги. Я очень рад, что после карьеры игрока получилось дорасти до главного тренера клуба КХЛ.

– Был ли тот момент, когда вы поняли, что готовы быть главным тренером?


– Это большая ответственность, и я готовился к ней. Началось всё с молодёжной команды "Сибирские снайперы". Это совсем другая работа – ты отвечаешь за всё и за всех.

– Какого результата в этом сезоне должна достичь команда, что вы сказали себе: "Я хорошо сделал свою работу"?


– Для начала нужно с высокого места зайти в плей-офф, а затем постараться выиграть Кубок Гагарина, - сказал тренер. 
 

Комментарии Правила

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают