13:30
-:-
17:00
-:-

Смит: тех, кто тянет СКА вниз, можно только пристрелить

раздел КХЛ
Главный тренер СКА Бэрри Смит дал первое большое и откровенное интервью во время своей работы в России.

- Месяца полтора назад, когда у команды была отличная победная серия, вы буквально сияли. Сейчас, когда поражение идёт за поражением, хотя и не показываете этого, чувствуется, что внутри крайне напряжены.


- Разумеется, я расстроен. Я был очень горд, когда моя команда играла четко и организованно, показывала хороший хоккей. Пусть не побеждала во всех матчах, в хоккее это невозможно, но выдавала успешные серии. Сейчас, когда мы проиграли восемь из одиннадцати последних встреч, всё не так.

- Мы неоднократно встречались с вами после проигранных матчей. Вы не выглядите человеком расстроенным. Чего это стоит?

- Внешне пытаюсь не показывать эмоции. Но если команда проиграла, то внутри я очень переживаю. А демонстрировать, что ты зол и разочарован, не имеет смысла - это не поможет. Игра закончилась, и ты уже ничего не можешь изменить. Лучше настраиваться на следующий матч и пересмотреть запись проигранной встречи.

- Насколько важна удача?

- Она должна присутствовать, но это всегда - конкретный момент времени. Она не может быть с вами постоянно. Гораздо важнее иметь нужный дух и хорошую подготовку.

- Но если оба этих аспекта присутствуют, какова доля везения?

- Она может быть очень высокой.

- Но вообще - вы счастливчик?

- Сейчас нет, я потерял свою удачу.

- Где?

- Не знаю. Но я должен найти её как можно быстрее. Это как в покере: бывают дни, когда приходят только плохие карты, с которыми невозможно выиграть. У меня сейчас как раз такой момент.

- Так что же произошло?

- Команды вроде "Витязя" - самые трудные соперники. Они не боятся, их не беспокоит возможное поражение, и, как следствие, над ними нет никакого давления. Кто удивится, если они уступят? А мои игроки боятся проиграть. Это очень большая разница - играть, чтобы победить, или играть, чтобы не проиграть. Это другая энергия, и это очень опасно, действовать таким образом.

- Вы сказали, что не демонстрируете злость подопечным. Действительно уверены, что гнев мешает тренеру в работе?

- Вы можете проявить его, но часто делать это нельзя.

- Дэйв Книг в своей книге о работе в магнитогорском "Металлурге" отмечал, что страх перед тренером - одна из главных психологических проблем российских хоккеистов.


- Знаю много тренеров из вашей страны. Ничего не могу сказать об их поведении в раздевалке - никогда там не был. Они работают на высоком уровне, показывают хорошие результаты. Но я совсем не уверен, что боязнь со стороны игроков так необходима. Скорее, я бы говорил об уважении, на котором должна строиться работа.

- Тем не менее вы сами говорили, что с точки зрения психологии команда "пошла вниз".

- Когда часто проигрываешь, начинаешь бояться, игроки теряют уверенность. Когда начинаешь бояться, перестаёшь действовать агрессивно.

- Некоторые считают, что Экман и Марк Попович были самыми мощными приобретениями СКА летом.

- На предсезонном турнире в Швейцарии мы поняли, что нам необходим защитник, который поможет в атаке, будет забивать в большинстве. Я связался с агентами и нашел Поповича. Он подходил нам полностью, и, думаю, вы помните, как здорово он начал сезон.

- Большинство известных зарубежных специалистов, приезжая в Россию, первым делом начинают перестраивать систему работы. Не секрет, что советское наследие присутствует на различных уровнях и в различных клубах. Что вы сделали в этом направлении, и можете ли сказать, что достаточно изменили ситуацию в СКА?

- В прошлом сезоне мы действительно начали именно с этого - перестроили окружающую среду, как могли. Не надо забывать, что изменения ради изменений никому не нужны. У них должна быть идея. Мы стали более профессиональными, улучшили условия для игроков, изменили их отношение к тренировкам. И добились успеха. В нынешнем году перемены уже не были столь значительными. Особенно для большой части хоккеистов, которые остались в клубе. Мне кажется, что кое-кто из них уже не осознает, насколько хорошие условия созданы.

- Вы имеете в виду зарплаты, залы, условия для проживания?

- Да, всё это. Моя идея в работе с подопечными - уважать их как людей и как игроков. Они должны отвечать огромными усилиями в работе. Я отвечаю за то, чтобы они получили наилучшие условия в тренировочном процессе на льду, за его пределами, веду видеоработу по их обучению. И всё это - на протяжении целого сезона. В таких условиях некоторые игроки прибавляют, но кто-то идёт вниз.

- И что делать с таким игроком?

- Пристрелить его (смеётся).

- А если серьёзно? Переходы в лиге закончились, вы уже не можете изменить состав.

- Вот и остаётся - просто пристрелить такого игрока.

- Президент футбольного "Спартака" Леонид Федун говорит, что в общем успехе команды доля тренера - 10 процентов. Согласитесь?

- Тренер может сделать многое. Он выбирает тактику, помогает полевым игрокам и вратарям быть в форме, находит для них мотивацию. Но в любом случае это максимум 25 процентов успеха.

- Четверть - это много?

- В условиях, когда я не выхожу на лёд, - да. Тренер отвечает за всю организацию деятельности команды, за атмосферу в ней, контролирует, как игрок работает внутри его системы. Следующий очень важный этап для достижения результата - профессионализм вашего тренерского штаба. Вне зависимости от вида спорта. Затем в данной цепочке стоят лидерские качества игроков.

- Сколько лидеров должно быть в команде?

- Вы счастливый человек, если у вас есть хотя бы один. Некоторые команды могут иметь сразу трёх вожаков. Но не более. В моей практике было два подобных клуба - "Детройт" и "Питтсбург". Обе команды отличались не столько подбором сильных хоккеистов, сколько наличием лидеров.

- В целом, что для вас понятие лидер?

- Качество, которое невозможно воспитать. Оно даётся от природы - либо есть, либо нет. Представьте, что ресторан, в котором мы сидим, полон людей. В таком количестве народу будет в лучшем случае один-два прирожденных лидера, которые, допустим, при пожаре встанут и скажут: "Спокойно, без паники, следуйте за мной". Причём они не думают над тем, чтобы это сделать. Они просто принимают решение. Естественно и подсознательно. В этом смысле нашей огромной проблемой стала потеря Дарюса Каспарайтиса - лидера по духу. А помимо этого, когда он на льду, форварды соперника начинают беспокоиться. В матчах с "Авангардом" я использовал его в каждой смене Яромира Ягра, и чеху это не нравилось. Так же как и Алексею Морозову, и лучшим игрокам других команд. Если бы я мог использовать Каспарайтиса в нашей последней игре в Магнитогорске, в которой мы уступили 1:3, то, поверьте, Ян Марек действовал бы совсем по-другому. Сегодня нашим основным лидером является Роберт Эш. У него есть соответствующий природный инстинкт. Видели, как он разбил клюшку о штангу, когда мы проиграли "Торпедо" в серии буллитов? Роберт, жаждавший победы, был расстроен не только из-за того, что пропустил решающий бросок, но и потому что партнёры не забили на одну шайбу больше соперника в основное время. И ещё. В нашей команде крайне трудно быть голкипером. СКА забивает немного. В нашем активе мало матчей, в которых было заброшено четыре и более голов. Обычно игры завершаются с разницей в одну-две шайбы. Стоит вратарю один раз ошибиться - велика вероятность, что команда не сможет отыграться. Я приведу вам пример: мы играем против минского "Динамо". Делаем в общей сложности 40 бросков, соперник - 9. Но проигрываем 0:1. Или: играем с "Атлантом". В последнем периоде делаем 17 бросков против 2, но не забиваем и уступаем 1:2… Для голкиперов это очень тяжело.

- Других лидеров под вашим началом нет?

- Почему же? Любой тренер будет счастлив иметь в команде такого человека, как Сергей Брылин. Он лидер по отношению к делу, по работе. На его примере должны учиться остальные. Мы располагаем ещё двумя-тремя игроками с лидерским типом характера.

- Оборона СКА - одна из лучших в КХЛ?

- То, что мы пропускаем меньше всех, заслуга не только вратарей и защитников. В обороне участвует вся пятёрка, находящая на льду. Однако теперь нам нужно, чтобы и защитники стали помогать нападающим. Во время нынешнего перерыва в чемпионате мы будем работать и над защитой, и над нападением. А также займёмся очередным поиском правильных сочетаний игроков. Придётся перебирать состав, чтобы компенсировать потерю Экмана.

- Вы снова будете тасовать звенья?

- Сегодня у меня нет хороших сочетаний. Иначе, я бы побеждал.

- Ни одного звена? А как же Сушинский - Горовиков - Гордиюк?

- Хороши только первые двое. Но это не полная тройка. В результате травм, а также из-за вполне естественного процесса, когда игроки теряют и набирают форму по ходу длинного сезона, я располагаю только сыгранными и хорошо действующими вместе парами. Поэтому важно найти правильную "химию" в звеньях, внедрить в коллектив двух новых форвардов - Гордиюка и Бойченко.

- А как же третий новичок этого амплуа - Варламов из Череповца?

- Он пропустил слишком много матчей в этом сезоне и пока не готов играть. Он набирает форму, выступает за ХК "ВМФ", но там пока выглядит неплохо. Всего лишь неплохо. А должен быть в фарм-клубе лучшим.

- Как оцените новобранца-защитника Петрова?

- Мы пригласили его на замену, когда потеряли Каспарайтиса. Он молод и талантлив, но с ним никогда не работали так, как нужно. Никто не объяснял ему, как необходимо играть, не рассказывал деталей. В будущем он будет очень хорош. И ещё, я не могу не отметить Евгения Королёва, который здорово провёл последний матч. Он набрал необходимую форму.

Комментарии Правила

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают