14:00
Металлург Мг - Локомотив
-:-
19:00
АКМ - Нефтяник
-:-

"Red Army": душа России через призму хоккея.

/
Сын русских эмигрантов Гейб Польски не так давно снял документальный фильм с красочным названием "Red Army". Возможно вы о нем пока и не слышали, но от себя лично рекомендую посмотреть. В ленте повествуется о великой команде - Красной машине. Польски умышленно не стал использовать название "Красная машина", а заменил на "Красная Армия", подчеркивая что к хоккею в СССР относились как к войне. Использовано много хроники, автор фильма провел в России 10 дней и беседовал в основном с Вячеславом Фетисовым и как ни странно с Владимиром Познером, беседовал на английском. Конечно 10 дней это ничтожно мало, но на Западе фильм пришелся к кассе. И серьезные издания в США, Канаде, Швейцарии, Германии не упустили случая провести исторические параллели между Советским Союзом и Россией. Сегодняшняя статья начинает серию переводов об этом фильме. Итак статья издательства LA Times "'Red Army' explores Russia's soul through Olympic hockey, Slava Fetisov"



В мифологии холодной войны было не много моментов, которые выглядели бы такими же захватывающими, как победа американских хоккеистов на зимних Олимпийских играх 1980 года над советской сборной, ставшей воплощением коллективного мастерства и красоты, которые коммунистический мир противопоставлял свободам Запада.

Американская сборная завоевала золотую медаль на зимних Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде благодаря матчу, получившему название Чудо на льду. Тогда родились новые герои и были подписаны новые рекламные контракты. А в тысячах миль от штата Нью-Йорк, за Железным занавесом, советские хоккеисты с позором возвращались домой. Хоккей и патриотизм были настолько тесно связаны, что поражение советской сборной оставило глубокий след и обнажило те звенья национальной гордости, которые сегодня обуславливают дерзкую политику президента Владимира Путина.

Документальный фильм «Красная армия» (Red Army) режиссера Гейба Польски (Gabe Polsky) является, с одной стороны, интригующим взглядом на эпоху холодной войны, с другой — напоминанием о том, что вражда между Москвой и Вашингтоном нашла продолжение в смертоносной политике Путина на Украине. Россия сегодня, как и несколько десятилетий назад, остается неустойчивым гигантом, страдающим от падения цен на нефть, экономических санкций, стремительного снижения курса рубля и подозрений, что внешние силы замышляют привести ее к краху, во времена, когда ее великие замыслы возрождения оказались под угрозой.

В своем фильме, который в США выйдет на экраны в пятницу, 23 января, Польски затрагивает тему политики, однако его внимание сосредоточено главным образом на команде мужчин, которые проходили подготовку боксеров и катались на льду как балерины — на хоккейной команде, которая считалась лучшей в мире. В одном из своих интервью Польски, сын иммигрантов из Украины, который в юности играл в хоккей в Чикаго, признался, что его восхищали сила и точность советских хоккеистов, а также то, насколько их стиль был отражением коммунистического идеала о превосходстве коллективного над индивидуальным.

«То, как они играли в команде, стало настоящей революцией, — сказал он, сравнивая жесткую, агрессивную манеру игры хоккеистов Северной Америки с точностью и плавностью советских игроков. — Это было очень красиво. Когда вы делаете что-то настолько красиво и настолько хорошо, этого нельзя не заметить. Это проявление русской души, некой печали».

Воплощением этого духа стал Слава Фетисов, который в юности играл в знаменитой команде ЦСКА. Он завоевал две олимпийские золотые медали и выиграл два Кубка Стэнли. Фетисов стал главным героем фильма «Красная армия» — пожилой спортсмен, порой довольно резкий, спортсмен, который пережил крах коммунизма, играл в профессиональный хоккей в США, а затем вернулся в Россию и стал министром спорта при правительстве Путина. За всю жизнь ему доводилось переживать периоды гнева, разочарования, богатства, славы и ностальгии по своей прежней команде и системе, которая заставляла ее играть как единое целое.

В фильме Фетисов рассказывает, что он играл в профессиональный хоккей 23 года — это 1,8 тысяч с лишним игр — признаваясь, что он никогда не получал большего удовольствия, чем во время матчей в составе знаменитой пятерки Ларионова.

Фетисов и другие хоккеисты — Сергей Макаров, Игорь Ларионов, Владимир Крутов и Алексей Касатонов — стали основой советской сборной, напоминавшей неблагополучную семью под руководством Виктора Тихонова, тренера-тирана, поставленного на эту должность КГБ. После их поражения в 1980 году хоккеистов разлучили с их семьями, и режим тренировок ужесточился. Советская сборная завоевала золотые медали на Олимпийских играх в 1984 и 1988 годах. Но хоккеисты презирали Тихонова, и, подобно их народу, они лишились всех иллюзий, когда Советский Союз распался.

Советское правительство разрешило игрокам советской сборной играть в США и Канаде при условии, что они будут отсылать большую часть своих заработков в Москву. Фетисов отказался. Ему угрожали лагерем в Сибири и вызывали в Министерство обороны. Но вскоре советское правительство, очевидно, предчувствуя приближающийся крах, смягчилось и выдало Фетисову визу, позволив ему играть в команде New Jersey Devils и при этом оставлять гонорары.

«В США я никому не нравился», — говорит он. Советские хоккеисты с самого начала столкнулись с язвительными насмешками и — разлученные с членами их прежних команд — были вынуждены приспосабливаться к дракам и индивидуализму, которые были основой американского хоккея. «У них не было стиля, — добавляет он, глядя в камеру. — Теперь ты проигравший?» На Западе была свобода и деньги, но не было любви к родине, тогда как родина к тому времени уже превратилась в страну, где правили олигархи и коррупция.

«У этой страны нет героев. Нет системы. Нет структуры. Ничего. Все крутятся в попытке что-то заработать, — сказал Фетисов о своей родине, пережившей танки на Красной площади. — Мы забыли о патриотизме. Мы что-то потеряли. Мы потеряли нашу гордость. Мы потеряли нашу душу».

В фильме «Красная армия» нашли отражение эксцентричные проявления амбиций и эпоха Рональда Рейгана, баллистических ракет, Михаила Горбачева, эпоха, когда спорт был продолжением политики, а враги четко обозначались и умело высмеивались. Польски, который также стал режиссером фильма «Жизнь в мотеле» (The Motel Life) 2012 года с Эмилем Хиршем (Emile Hirsch) в главной роли, провел в России 10 дней, снимая, просматривая видеозаписи из государственных архивов и пытаясь понять русскую душу. По его словам, его везде встречал гостеприимный прием.

«Это люди, которые хотят гордиться, — сказал Польски, возивший свой фильм на Каннский и другие фестивали. — В моем фильме рассказывается, что происходит с душами этих людей. Они потерялись в каком-то смысле… Путин хочет вернуть часть прошлого авторитета. Чтобы выстроить государство, ему нужны гордые и патриотически настроенные люди. Он понимает, какое влияние имеет спорт. Он потратил огромные деньги на зимние Олимпийские игры в Сочи, и Россия выиграла в медальном зачете».

Сегодня Путин столкнулся с кризисом и гневом российского населения, которое в течение многих лет ослепляли его речи и самоуверенность. Некоторые аналитики заговорили о новой холодной войне, начавшейся в результате посягательств Запада на границы и безопасность коррумпированной России, которая во многих отношениях цепляется за прошлые победы в период глобальных перемен.

Фетисов — в одном из эпизодов фильма он даже показывает Польски средний палец — тоже ведет себя весьма самоуверенно. В 1997 году он воссоединился со своими товарищами по советской команде и завоевал Кубок Стэнли в составе Detroit Red Wings.

Но в какой-то момент в фильме «Красная армия» его показная самоуверенность куда-то пропадает. Фетисова спрашивают об Олимпийских играх 1980 года. Камера показывает его крупным планом. Он молчит, как человек, который рассматривает великолепный гобелен и внезапно обнаруживает на нем очевидный изъян.



Оригинал статьи тут

Комментарии Правила

Сейчас обсуждают