Сами по себе. Почему буксует российская система хоккея

/

Досрочный ответ: скаутские службы клубов КХЛ практически не следят за игроками ВХЛ.

Привет всем любителям хоккея на постсоветском пространстве и в странах дальнего зарубежья!

Сначала вступление. Обладая за двадцать лет в хоккее большим опытом работы в различных хоккейных составляющих, в прошедшем сезоне решил расширить свой кругозор, прокачать скиллы. Отправился поднимать хоккей в Узбекистане. У меня уже был опыт запуска хоккейного клуба практически с нуля, когда мы перезапускали «Спартак» после годичного отсутствия клуба в сезоне 2006/2007. Любая аналогия страдает, вот и здесь, конечно, пример не один к одному. В 2007 у «Спартака» было двадцать поношенных нагрудников и старенький автобус, но оставалась «заснувшая» армия болельщиков, а в 2019 у «Хумо» в Ташкенте не было ничего. Ну как ничего, отличная «Хумо Арена» и память о «Бинокоре», закрытом 30 лет назад.

Долго не расписывая, декларирую: сезон мы провели мегапродуктивно. В спортивной части команда, собранная практически за месяц, остававшийся до начала сборов, вышла в плей-офф досрочно, в плей-офф прошла самую титулованную команду ВХЛ «Торос» из Нефтекамска (фарм-клуб «Салавата Юлаева»), во втором раунде навязала борьбу победителю регулярки московской «Звезде» (фарм-клубу ЦСКА). Коронавирусная пандемия оставила вопрос о том, как далеко мог зайти в первом своём сезоне клуб, созданный с нуля в нехоккейной стране, открытым.

Болельщики, кстати, выиграли виртуальный Кубок Петрова, проводимый в соцсетях лигой, не сломавшись даже после объявления о том, что из-за пандемии «Хумо» пропустит следующий сезон. Я удивлюсь, если вы сейчас не удивитесь, откуда в Узбекистане хоккейные болельщики, да такие, что они в одну калитку переигрывают в соцсетях болельщиков команды системы мирового бренда ЦСКА или болельщиков победителя восточной конференции тюменского «Рубина», испытав некоторые сложности только в полуфинале против «Динамо» из Санкт-Петербурга, которое ведёт классную работу в медиа.

Вот эти самые появившиеся за полгода болельщики – главный итог работы маркетингового блока «Хумо». Ташкентцы трижды били рекорды посещаемости сезона ВХЛ. Каждый игрок, в эти дни подписывающий контракт с другими клубами, обязательно вспоминает атмосферу на «Хумо Арене», которая придавала команде сил вытаскивать, казалось бы, безнадёжные игры. И это не дежурные реверансы, я вас уверяю. А вы видели видео из ташкентского метро после победных матчей? Как это всё получилось за несколько месяцев в стране, помешанной на футболе и единоборствах? Это требует отдельного материала.


Но ближе к теме. Все игроки «Хумо» 30 апреля стали неограниченно свободными агентами. За первую неделю мая уже с добрый десяток из них официально заключили контракты с клубами ВХЛ. Кроме защитника Романа Таталина, несмотря на несколько предложений из «вышки» решившего из Ташкента переехать в Минск в чемпионат Белоруссии. Игроки успешной команды разлетаются, как горячие пирожки, в том числе и спартаковская «Легенда #17» Артём Воронин, у которого после единственного, при этом классного сезона в первом звене и 41 набранного очка не было ни одного (!) предложения из КХЛ, при наличии нескольких предложений из лучших клубов ВХЛ. Парадокс?

реклама

Ладно Воронин, за ним «Югра» и лично главный тренер Вадим Епанчинцев гонялись уже давно, и Воронин просто поступил по-мужски, не став даже толком рассматривать предложения от других команд ВХЛ. Интересно, а если бы были предложения из КХЛ? А эти предложения зимой в пору дэдлайна были у пятерых игроков «Хумо». В итоге руководство ташкентцев всех убедило остаться, и это (если бы не общемировой форс-мажор) могло привести, например, к повторению результата недавних дебютантов НХЛ из Вегаса, в первом же сезоне вышедших в финал Кубка Стенли. И это при том, что у «Хумо» не было пары лет на скаутинг и драфта расширения.

Про драфты расширения в российском хоккее давно забыли, как и про драфты юниоров, но вот скаутские службы у клубов есть. И они, по идее, должны развиваться как количественно, так и качественно. Где-то, например, в СКА, эти службы работают даже слишком продуктивно, собирая со всей страны лучший молодняк, чем вызывают гнев даже у ярославского «Локомотива», занимавшегося тем же самым последние 20 лет. А где-то откровенно валяют ваньку. Или работают вхолостую, так как менеджерам не до них.

Жёсткий потолок, вводимый в КХЛ с сезона 2020/2021 по идее должен был подтолкнуть менеджеров заранее давать задание клубным скаутам отсматривать звёзд второго хоккейного дивизиона. Но вот скажите, много ли игроков вышки подписаны в старшую лигу за неделю после открытия трансферного окна? Понятно, что можно пытаться урезать вполовину контракты уже играющих в клубе хоккеистов.  Они на виду, а игроков других команд можно отсмотреть в очных противостояниях или включить КХЛ ТВ. За игроками вышки надо куда-то ездить или смотреть youtube-трансляции, из многих городов проводимые не на должном уровне. 

Вот тут и кроется проблема. ВХЛ, которая в последние годы благодаря введённым возрастным лимитам (а вы, кстати, знаете про 10+5 в вышке?) сильно изменилась в лучшую сторону с точки зрения выравнивания сил команд, конкуренции в чемпионате и, соответственно, индивидуального роста игроков, на данный момент практически не встроена в систему российского хоккея. То есть выпадает целый пласт, причём средний. Естественно, это не относится к клубным вертикалям КХЛ – ВХЛ – МХЛ, но таких не так много. Да и в них не особо заметна выстроенная система, которую мы наблюдаем за океаном.

Критикуешь – предлагай, так говорят. Предложу обратить внимание на работу скаутских служб клуба. Увеличить расходы на них. Предполагаю, что окупится тем, что не придётся переплачивать ходящему по кругу одному и тому же пулу игроков. Мы же помним, как ещё совсем недавно почти все расходы шли на спортивный блок клубов, а маркетингу, пресс-службе и работе с болельщиками не уделялось практически никакого внимания. Они просто должны были вроде быть (причём не везде), но считались второстепенными. О чём говорить, если в том же «Спартаке»-2007 весь этот блок состоял из одного пресс-секретаря и одного менеджера по маркетингу. За последнее десятилетие этот блок сделал огромный шаг вперёд. Пора сделать такой шаг и скаутингу.

Да, раз уж я начал с «Хумо», им и закончу. До сих пор ждут предложений из клубов КХЛ, поставив переговоры с командами «вышки» на паузу, нападающие первой тройки ташкентцев Павел Здунов и Евгений Григоренко, воспитанники магнитогорского «Металлурга». Их статистика в общем доступе, она весьма достойна. Пожалуй, лучший защитник ВХЛ прошлого сезона Всеволод Сорокин, воспитанник «Крыльев», чья карьера была связана со «Спартаком». Вы будете удивлены, быть может, но Михаил Анисин в прошлом сезоне ни разу не попал в скандальную историю, ни разу не нарушил режим. А какие пасы раздавал! Есть ещё победитель МЧМ-2011 Семён Валуйский, из 17 своих голов в сезоне 13 забивший в большинстве. Да что там говорить, кроме элитпроспектса все хоккейные сайты работают, телефоны Нормундса Сейейса и Евгения Попихина не отключены.

На этом заканчиваю, всем добра!

Синсерли ёз,

Александр Малышев.


рейтинг: 5.0 из 5
голосов: 1

Комментарии Правила

Сейчас обсуждают