РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО… ИСТОКИ МАСТЕРСТВА ХОККЕИСТА

/
РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО… ИСТОКИ МАСТЕРСТВА ХОККЕИСТА

Хоккей командная игра и таковой останется навсегда. Никакие потуги индивидуализировать зрелище завладевшее сердцами миллионов и миллионов людей не достигнут своей цели по одной причине, случись такое, хоккей перестанет быть хоккеем, превратившись в разновидность фигурного катания, в единоборство личностей обладающих определёнными игровыми качествами.


Казалось бы, это аксиома, но давайте попробуем разобраться, какие из качеств, личностные или командные доминируют в игре? Каковы критерии успешности отдельно взятого игрока, и каковы критерии успешности команды в целом? Из кого вырастает игрок с большой буквы «И»? Что сделать для того, чтобы таких игроков было в избытке, нужно ли это, и самое главное, что характеризует такого игрока?

Если не принимать в расчёт надстроек, в числе которых останутся социальный статус, специфика образа жизни, питание и прочие, безусловно важные, но отнюдь не определяющие факторы, в сухом остатке останется пирамида, очень похожая на детскую игрушку. Помните такую? Основание и стержень, на который ребёнок нанизывает колечки, образующие при помощи этого стержня довольно устойчивую конструкцию.

В нашем случае, на стержень будет нанизано всего три колечка – игровое мышление, игровые качества и игровой навык. Стержень, же, основа и база для всей конструкции – характер.

Характер - ключевой компонент для достижения успеха. Черты спортивного характера, без которого невозможно построение пирамиды с условным названием «хоккеист высокого класса» - общеизвестны. Это и рабочая этика (прилежание, трудолюбие, самоотдача, добросовестность), и само мотивация (умение найти стимул в любой, самой патовой ситуации), воля и состязательное упорство (умение двигаться к поставленной цели в любой, самой сложной обстановке), психологическая устойчивость, самопожертвование (умение коллективную цель поставить выше личной), самоотверженность, спортивная злость, уверенность и спортивная наглость, ориентированность на коллективное усилие, лидерские качества, способность ладить в коллективе, взаимовыручка и другие позитивные черты.

Основные черты характера закладываются в ребёнке семьёй, это личностные качества, на которые практически никто, кроме родителей повлиять не может. Попадая в коллектив, в команду, ребёнок волей-неволей пропитывается командным духом, реалиями новых условий, в которых происходит корректировка части устоев бытия, а в некоторых случаях и существенная смена понятий. Так же, происходит формирование тех качеств характера, которые практически ни при каких условиях не могли быть привиты в семье. К таким качествам можно отнести самопожертвование, спортивную злость и спортивную наглость, ориентированность на коллективные усилия, способность ладить в коллективе и т. д.

Таким образом, становится понятно, что характер, к моменту прихода ребёнка в хоккей сугубо личностная составляющая, на которую, в подавляющем большинстве случаев воздействует и формирует его исключительно семья. Попадая в коллектив, в команду, процесс кардинальным образом меняется. Характер юного спортсмена обретает новые свойства, шлифуются грани всех качеств. Игрок либо становится частью единого целого – коллектива, либо покидает его.

Характер игрока становится полноценной командной составляющей. Одним из пучков нервных волокон, объединённых эпиневрием коллектива. Что явственно доказывает нам доминантность командной составляющей в данном компоненте игрового мастерства, и подтверждается эпитетом даваемом успешной команде – «команда с характером».

Итак, с характером в хоккее мы определились. Основание пирамиды под названием «хоккеист высокого класса», её стержень – индивидуально-командное качество формируемое семьёй и коллективом во главе с наставником-тренером.
Теперь давайте определим, какую роль, в формировании этого наиважнейшего компонента играет тренер.

Чем опытнее наставник, тем глубже он понимает, что характер спортсмена является ключевым компонентом его будущего мастерства. Грамотный специалист, тренер-психолог, умело отыскивает в числе претендентов на место в команде, игроков, в которых преобладают позитивные черты характера в совокупности с физиологическим потенциалом. Для оценки характера ребёнка, такой наставник использует спортивное профилирование, получая объективную и статистически достоверную оценку черт характера спортсмена и его личности за пределами его результатов и измеряемых критериев уровня мастерства и талантливости.

Такой профиль может включать в себя десять качеств, которые возможно расценить как полезные вехи в измерении потенциала спортсмена на успешный результат в хоккее:

1. Состязательность характера.
2. Соотношение внешней и внутренней мотивации.
3. Мотивация вызовом.
4. Уверенность в своих силах.
5. Добросовестность усилия.
6. Командная ориентированность.
7. Лидерские качества.
8. Самодисциплина.
9. Реакция на разноплановое давление.
10. Психологическая устойчивость.

В арсенале командного тренера множество инструментов воздействия, начиная с личного примера, командных и личных собеседований, и заканчивая многочисленными примерами из богатой хоккейной истории.

Таким образом, в данном вопросе появляется уверенность, что роль тренера в становлении характера спортсмена – основания и «позвоночного столба» «пирамиды мастерства», очень трудно переоценить.

Вернёмся к нашей «детской игрушке». Первое колечко, одеваемое на пирамиду – игровое мышление….

Игровое мышление, по своей конвенциональности, является частью гораздо более обширного понятия, характеризующего исполнительское мастерство хоккеиста, а по сути, отражающего составляющие его класса. Это понятие – «тактическое мастерство».

В принципе, вполне резонно было бы именно так назвать «первое колечко» строящейся пирамиды, но я не стану этого делать, дабы в дальнейшем избежать конфликта терминов.

Итак, что же такое «игровое мышление», из чего вообще состоит «тактическое мастерство», и самое главное, каким образом нарабатывается это личностное качество?

В ответе на первую часть вопроса я воспользуюсь характеристиками, данными этим определениям признанным специалистам – В.А. Быстрову, Ю.Ф. Курамшину, В.Е. Горскому, В.Н. Огулову.

Основными составляющими тактического мастерства являются:

«ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ – это направленность зрительного анализатора хоккеиста или на предмет игры «шайба», или на объекты игры «игроки». Идеальный вариант, когда зрительный контроль постоянно расположен на игроках. Начинающие хоккеисты постоянно стремятся контролировать непослушную шайбу. Здесь важно заставить себя, вернее, приучиться к необходимости переключения зрительного контроля с шайбы на игроков. Если над этим не работать то в результате выработается, точнее, сформируется неправильный динамический стереотип выполнения какого-либо движения.»

Иными словами, совершенствование данной характеристики тактического мастерства спортсмена, возможно исключительно в процессе командной тренировки. В подтверждение этого утверждения, приведу один пример.

Совершенствуя технику броска, игрок самостоятельно, или под присмотром нанятого в личное пользование «маэстро подкатов» совершает за тренировку несколько сотен бросков по воротам. Совершенствуется ли техника броска? Да, безусловно! Но не тактическое мастерство «действия на гол», характеризуемое зрительным контролем. Ведь для его совершенствования, в воротах, по которым игрок совершает эту серию бросков, должен находиться вратарь, чьи приёмы и перемещения игрок смог бы проанализировать в момент совершения броска. Можно усложнить данный процесс защитником, который будет оказывать противодействие, и партнёром, создающим «трафик» под воротами и открывающим потенциальную возможность разнообразить техническое действие.
Такая работа может считаться полноценной, и безусловно внесёт гораздо больший вклад в индивидуальное мастерство игрока, нежели механическая отработка броскового навыка.

«ВИДЕНИЕ ПОЛЯ - это процесс контролирования зрительным анализатором какой-либо части хоккейной площадки и игроков, находящихся на ней. Чем дольше зрительный контроль удерживается на игроках и их перемещениях, тем больше время на анализ игровой ситуации.»

Данный аспект вообще не даёт лазейки для полемики. Видение поля, как личностное качество тактического мастерства хоккеиста целиком формируется командной тренировочной составляющей.

«ИГРОВОЕ МЫШЛЕНИЕ – это процесс анализа игровых ситуаций и принятия упреждающих решений в противоборстве с соперником. Эффективность игрового мышления зависит от качества работы первых двух элементов тактического мастерства. Зрительный контроль постоянно и систематически переключается с шайбы на игроков, что обеспечивает видение игровых ситуаций, возможность анализа их изменений и принятия решения по выполнению какого-либо двигательного действия.»

Быстрота протекания мыслительных процессов у каждого ребёнка генетически индивидуальна. Однако человеческий организм – саморегулирующаяся система и он способен многократно повторяющиеся двигательные действия и мыслительные решения, переводить на рефлекторный уровень, что намного ускоряет и принятие решений, и их выполнение. Этот процесс называется выработкой динамического стереотипа. Чем больше таких рефлекторных мыслительных и двигательных навыков у игрока, тем выше его технико-тактическое мастерство.

Что же способствует наилучшему проявлению и закреплению данных качеств? Индивидуальная работа или командная?

В плане совершенствования тактических качеств и их обсуждаемой части – игрового мышления, мне кажется, ответ очевиден. Безусловно, командная работа, ибо даже сам термин – «игровое», подразумевает под собой исключительно коллективное действие.

«ИНТУИЦИЯ - как высшая степень развития разума человека в хоккее проявляется в принятии нестандартных решений и опережающем игровом мышлении.»

По сути, в данном аспекте тоже нет оснований для полемики. Интуиция по Фрейду – скрытый, бессознательный источник творчества. Если ближе к хоккею, то - спонтанный процесс интеграции, непосредственного внезапного усмотрения целостности и взаимосвязи в ранее разрозненном множестве возможных действий. Одним словом, нечто научно необъяснимое и как минимум не поддающееся тренировке.

Таким образом, и «второе колечко» прерогатива командной тренировочной практики, в которой коллективная составляющая процесса формирования личного тактического мастерства хоккеиста главенствует над индивидуальным процессом его подготовки.

Третья составляющая мастерства хоккеиста в строящейся детской "пирамидке" - "игровые качества" или если более углублённо - технико-тактическое мастерство.

Нашей целью в данной работе является попытка разобраться, какой вид тренировочной практики оказывает на данную составляющую мастерства хоккеиста наибольшее влияние, и что имеет наилучший эффект для получения требуемого результата.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Моё, сугубо личное мнение, что оба вида подготовки имеют крайне важное значение для становления этих важнейших качеств игрока. Но во избежание возможного конфликта терминов, о котором я писал выше, считаю разумным разделить понятие на два - "техническая подготовка" и "технико-тактическая подготовка".

Перманентный контроль со стороны наставника, сконцентрированность на действиях подопечного при индивидуальном тренировочном занятии, очень важный и полезный аспект подготовки. С самых первых шагов, делаемых ребёнком по льду, в условиях нестабильного состояния диктуемого спецификой хоккея как вида спорта, такой профиль практических занятий может и должен культивироваться повсеместно, где ставится цель и задача воспитать из ребёнка квалифицированного хоккеиста.

Скольжение, гладкий бег, силовое, маневренное, объёмное, взрывное катание, смена направления движения и прочие составляющие мастерства владения коньками - благодатная почва для специалистов индивидуальной подготовки игрока. В этот же ряд можно поставить занятия по технике владения клюшкой, постановки техники и силы броска, психологической и теоретической подготовке.

Одним словом, всё что связано с термином "техническая подготовка", может и должно быть отдано на откуп индивидуальной работе. Это непременно принесёт осмысленный положительный результат при грамотном техническом и технологическом построении процесса.

Но как только на горизонте появляется "тактика", уверение "подкатчиков" во всемогуществе, сразу же обретает черты шарлатанства.

Во второй части своего повествования я уповал на пример с броском по воротам. Приведу следующий пример. Отбор шайбы.
Нам знакомы четыре, (сравнительно честных))) способа отбора шайбы у соперника. Отбор "подбивкой" клюшки соперника, отбор "наложением" клюшки, отбор оттеснением соперника от шайбы и перехват паса соперника. Каким же образом данный вид игрового качества спортсмена будет отрабатываться на индивидуальной тренировке? Какое разнообразие, в ментальном плане, получит игрок, если его визави по данному взаимодействию будет одиноко-постоянный тренер, или, в условиях тренировки в мини-группе, один или два партнёра? По-моему ответ очевиден.

Другим характерным примером может стать обводка соперника. Элемент так же мало эффективный к воспроизводству в условиях индивидуальных тренировок. Нет, конечно можно тренировать имитацию движения, ложный замах на удар или передачу, смену темпа и ритма движений, работу на противоходе, обыгрывая имитаторов игрока, наставника или одного двух партнёров по мини-группе. Но толк от такой тренировки, на мой взгляд, гораздо более сомнителен, чем от полноценной практики с привлечением всех партнёров по команде.

В один ряд с данными примерами можно поставить и технику ведения силовой борьбы, работу в скоростном и силовом противоборстве с соперником, приём и передачу паса, комбинаторику и геометрию хоккея, групповое взаимодействие и так далее.

Таким образом, надо полагать, что грань подготовки юного хоккеиста именуемая "технико-тактическое мастерство", дающая ему необходимые игровые качества для прогресса и достижения заветной цели - стать мастером, это симбиоз двух видов подготовки, важных примерно в равной степени. "Технической" - с упором на индивидуальную работу, и "технико-тактической" с упором на коллективную, командную практику.

Кто бы, что не говорил, а детский хоккей России стремительно молодеет. Я уверен, что если бы 50 лет назад, кто либо сказал детским тренерам многочисленных секций хоккея, что в 2016 году в хоккей будут набирать детей 2012 года рождения, те просто покрутили бы пальцем у виска. А сегодня это считается нормой.

Более того, родители малышей настолько стремительны в требованиях к своим чадам, что не стесняются устраивать для них по несколько тренировок в день, стремясь работать по программе, как минимум групп начальной подготовки. При этом игнорируются все законы физиологии, не учитываются сенситивные периоды, а сами дети, зачастую и вовсе не понимают, что же от них требуют.

Конечно же на этой стадии детский хоккей терпит очень много потерь. За несколько лет интенсивных тренировок, ребёнок, подходя к возрасту, когда его советские сверстники только начинали свои первые шаги в спорте, уже истощён и морально и физически настолько, что хоккей ему не только не в радость, но сродни тяжкой трудовой повинности в угоду амбициям родителей.

Во многом именно этим объясняется тот факт, что полноценные группы набора, насчитывающие в некоторых клубах, школах и секциях по сто пятьдесят и более крох, спустя год-два стремительно редеют, оставляя в своих рядах к восьми-девятилетнему возрасту по пятнадцать-двадцать детей.

Сейчас, с созданием в России юниорских, юношеских и молодёжных лиг, когда возможности российского хоккея значительно расширились в этом плане по сравнению с аналогичными возможностями советского хоккея, нерадивостью отношения к хоккею детскому, мы сами сознательно создаём себе дополнительные трудности, чтобы потом стоически пытаться их преодолеть.

Мы хотим всего и сразу, поэтому в подготовке детей, тех кто по счастливой случайности не выпал из "обоймы" в нежном возрасте хоккея, именуемом "спортивно-оздоровительная группа" и перешёл на этап "начальной подготовки" мы стремимся не к освоению полного объёма технических навыков, а к совершенствованию игровых качеств и игрового навыка, которых по сути у ребёнка ещё попросту нет.

В трёх предыдущих главах седьмой части цикла статей "Родителям и не только..." я высказал своё мнение о трёх составляющих мастерства хоккеиста и о качественных возможностях их становления. Я попытался доказать очевидность предпосылок их развития в зависимости от направленности работы по их совершенствованию, без указания методической эффективности построения системы зависящей от реализации закономерностей возрастного развития, с учётом способностей и возможностей на каждом возрастном этапе. Постараюсь восполнить этот пробел.

В нашем клубе проповедуется работа по сдвоенным возрастам. На сегодня, не считая спортивно-оздоровительной группы в клубе три команды - 2009-10 г.р; 2007-08 г.р; 2005-06 г.р. Применительно к работе на льду, в ХК "Красная Звезда" практикуется следующая направленность тренировок:
Группа 5-6 лет - техническая направленность - 100%
Группа 7-8 лет - техническая направленность 50%; технико-тактическая направленность - 40%; тактическая направленность - 5%; соревновательная направленность - 5%
Группа 9-10 лет - техническая направленность 45%; технико-тактическая направленность - 45%; тактическая направленность - 5%; соревновательная направленность - 5%

Надеюсь теперь моим оппонентам понятно, о каких возрастных категориях я веду речь, выстраивая свою виртуальную "пирамиду". А именно, с первой тренировки, до процедуры драфта.

Ну вот, теперь можно сказать несколько слов о последнем её "колечке" - игровом навыке.

Вероятнее всего, каждый тренер в своей профессиональной карьере сталкивался с игроками, которые на тренировках показывали просто чудеса работоспособности, отличную технику и высокие игровые качества. Но стоило начаться игре, как всё куда-то пропадало, игрок терялся "в трёх соснах", сникал, и как результат садился "полировать лавку". Данный феномен как раз и называется отсутствием игрового навыка, то есть, неумением продемонстрировать в игре свои игровые качества.

К сожалению, подобного рода явление зачастую связано с "перекосом" в сторону индивидуальной подготовки. Вроде бы игрок умеет на площадке всё, и тем не менее не попадает в состав. Начинается сетование на предвзятость тренера, путешествия из школы в школу, очередные феерии на тренировках, стартовое звено в новой команде, и снова глухой запас. Круг замкнулся, пошли на новый.

Таким образом, игровой навык, то качество, которое в ста процентах случаев вырабатывается исключительно как командная составляющая, и никакая индивидуальная работа, пусть даже лично с "отцом-основателем мировых подкатов"))) не способна его привить.

P.S. На публикацию своих умозаключений, меня сподвигли слова основателя одной из Канадских хоккейных академий - доктора Якова Алексеевича Смушкина. В одной из своих статей он написал:

...Руководящая роль хоккейных коаучей, по-русски командных тренеров, особенно в детском хоккее, становиться «второстепенной составляющей», по одной простой причине, - теории и практике всех видов спортивных единоборств, - «без техники, нет тактики». Профессиональная классификация хоккейного тренера вообще, и особенно с детьми, - это управление командой для соревновательного результата. Иными словами, их ролевые амплуа «группового, а не индивидуального плана»....

...Само собой разумеется, что педагогическая система «выращивания хоккейных рекордсменов», - прерогатива учебных традиций одиночных, а не командных видов спорта....

...Глобализация и коммерциализация международного хоккея, в противовес его бывшему политико-патриотическому стилю, в первую очередь, учитывает «спрос на качественные услуги массового хоккейного социума». В результате, имеет место «перестройка к первичности индивидуально-игрового искусства и вторичности командных результатов». Иными словами, современный массовый хоккейный социум хочет «зрелища звёзд, а не результата на табло»....


Надеюсь, что с "руководящей ролью", мы с Божьей помощью разобрались. По поводу же "результата на табло" я так скажу. Безусловно, мы любим хоккей за его динамику, красоту и тонкость разыгрываемых комбинаций, самоотверженность и яркость силовых единоборств, но... Если моя любимая команда забьёт решающий гол не в результате головокружительного слалома её "главной звезды", а в результате рикошета от конька соперника, после броска от синей линии защитника четвёртого звена, я нисколько не расстроюсь...

Удачи всем! Любите хоккей!

Комментарии Правила

Сейчас обсуждают