14:00
Металлург Мг - Локомотив
-:-
19:00
АКМ - Нефтяник
-:-

Дмитрий Храмченко: я оказался в очень тяжелой ситуации. Это просто край

/

Защитника Дмитрия Храмченко помнят болельщики нижегородского "Торпедо" с небольшим, но все-таки стажем. Дмитрий перешел в нашу команду в 1999-м году и провел за "Торпедо" почти 8 сезонов. На льду этот невысокий, рыжеволосый защитник запомнился прежде всего как игрок, способный сыграть в комбинационный, атакующий хоккей.

Узнав, что у человека возникли серьезные проблемы, "Нижегородский рабочий" довогорился с Дмитрием на интервью. Встречаем на фуд-корте одного из торговых центрах. Несмотря на накопившиеся трудности он выглядит подтянутым и бодром, по нему не скажешь, что ему сейчас тяжело. И только в процессе разговора в голосе звучат тревожные нотки, а в глазах появляется грусть.

- Если не сложно расскажите о своих проблемах

- Проблемы начались примерно 3 года назад, когда у моей жены Натальи начались проблемы с психикой. Преследуют всевозможные страхи, ей кажется, что сейчас может упасть потолок, или начнется пожар, или кто-то идет по лестнице, чтобы нас всех убить.

- Пробовали лечение?

- Да, практически сразу обратились к известному нижегородскому психотерапевту, который практикует нестандартные методики при лечении таких заболеваний. Но к сожалению, стало только хуже.

- Вы говорили, что обращались и в специализированне центры по линии православной церкви.

- Да, ездили по различным святым местам. Обращались в центр Иоанн Кронштадского в Москве. Входим в комнату, там сидит монах и говорит: душа у нее на месте. Понимаете, она может собраться и тогда выглядит и ведет себя как нормальный человек. Потом пошли к батюшке, он посмотрел на нее и сказал мне, что теперь это твой крест, надо терпеть, молиться за нее.

- К кардинальным методам лечения не прибегали?

- Пока нет. Я советовался, но мне говорят, что там используют такие лекарства, которые, скорее, человека в овощ превратят, нежели вылечат.

- Насколько знаю, теперь у вас и проблемы с финансами возникли.

- Да, вся эта ситуация привела к тому, что вынужден много заниматься женой, хотелось запустить свой бизнес,  но пока получается плохо. 

- Расскажите 

- Заинтересовался кофейной франшизой, уже нашел места для аренды договорился, но поехали в Ижевск на слет предпринимателей, купивших франшизу и там у жены снова начались эти приступы. Стало понятно, что этот бизнес не пойдет. Потом заинтересовался кондитерским производством. Встретил женщину, которая продавала этот бизнес, обещала большие прибыли. Говорила. что сама уезжает вместе с мужем, которого пригласили работать в Москву. Купил этот бизнес, продал квартиру, заложил квартиру тещи, но в итоге весь этот бизнес оказался крайне невыгодным и приносит одни убытки.

- Пришлось продать все заработанное хоккеем?

- Практически да. Продали все золотые украшения, земельный участок, собственную квартиру. Все полученное вложили в дело, в рекламу, но не было никакого результата. Закладывал квартиру тещи под кредит, но получилось ее вернуть.

- Теща о проблемах дочери знает?

- Мы долгое время скрывали это, но когда она узнала, конечно была в шоке. Ситуация складывалась так, что мы были готовы и квартиру тещи продать, но потом все же решили ее сохранить. Теще 82 года, она все больная, могла этого всего и не пережить. 

- Продать уже больше нечего?

- Друзья спрашивают, почему машину не продал. Но она 2004-го года выпуска, старая, да и не получается без машины. Жену надо постоянно к врачам возить, тещу в больницу вожу, не на такси же. К тому же сейчас квартиру снимаем за городом, в Кстовском районе, без машины не получится.

- Сколько в итоге должны?

- Много должен, около 2 миллионов рублей. И у людей занимал, и по налогам долги. Порядка двух миллионов. Вот тут часть оборудования у меня должны купить, но продаю по очень дешевым ценам. Сейчас хочу производство наладить для продажи в розницу, но на это нужны деньги, а их нет.

С чемпионата Европы - в романтику 90-х

- Давайте немного о прежних временах. В вашей карьере есть удивительный момент. Вы играли на юниорском чемпионате Европы, но потом пропали из хоккея. 

- Я из хоккея действительно уходил. 1992-й год был на дворе, зацепила меня сомнительная романтика тех лет.

- После чемпионата Европы, где вы играли с будущими звездами?

- Да, в день рождения свой из хоккея ушел.

- Однако.

- У меня день рождения 1 июля, 18 исполнялось, а в "Кристалле" как раз сборы начинались. Я думал схожу, кеды получу и потом праздновать буду, в голове уже планы были. Мы приходим, выдают майки, кроссовки и нам тренер назначил кросс в 10 км. Я плюнул и ушел. А меня и ЦСКА в то лето позвали, но я даже к телефону не подошел.

- Как так получилось?

- Во дворе сидел с ребятами, а в это время тренер ЦСКА Александр Волчков звонил, мать позвала, но я только отмахнулся. А вот Василий Турковский, тоже саратовский, в ЦСКА оказался. А меня еще и в "Динамо" звали, там Билялетдинов тогда тренером работал, всех защитников юниорской сборной приглашал в клуб. Но я свое будущее, что называется, профукал...

- Родители к вашему решению как отнеслись?

- Ну как они могли отнестись к такому? Плохо, конечно. Отец, царствие ему небесное, у меня здоровый мужик был, в литейке работал, ростом под 190, мог меня прижать. Я неделю, наверное, дома не жил тогда.

- Ничего себе.

- Ну да, у друзей жил, еще в спортивном зале у боксеров, на матах спал. Но потом узнал, что отец не против моего возвращения, вернулся домой.

- А потом и в хоккей вернулись.

- Все-таки решил вернуться в хоккей. Понятно было, что в серьезные команды меня бы назад не взяли, поэтому скромно попросился в "Химик" из города Энгельс, который рядом с Саратовым. Пришел к ним, меня тогда "святым" назвали. Я ж 3 года не играл, нагрузок не было, худой был и втянулся. 

- Сыграли один сезон и оказались уже в  в "Кристалле".

- Да и что удивительно, то я из "Химика" отказывался сначала переходить. Настолько прикипел к команде этой, чувствовал какую-то отвестственность, но в итоге все-таки оказался в главной команде Саратова - "Кристалле. И мы в том сезоне в Лиге пошумели - грохнули команду-лидер - "Ак Барс" из Казани. Я потом разговаривал с Сашей Завьяловым (играл в "Торпедо" и потом работал тренером - прим. авт), его потом крайним сделали за это поражение.  Я еще и от "Крыльев" отказался.

- Как так вышло?

- Та же идейность помешала. Я еще в "Химике" играл, в 1-й лиге, Со мной Игорь Ефимович Дмитриев (главный тренер "Крыльев Советов") разговаривал. Вызвал меня в тренерскую, а я ему заявляю, что мы тут в Энгельсе решили команду создавать. Сейчас смешно вспоминать такое. 

- Нынешние хоккеисты такого вообще не поймут 

- Ну я вот такой был, идейный. В меня поверили там, а я бы сразу ушел, считал это предательством.

- Расскажите о переходе в "Торпедо"

- Там тоже история была интересная. В "Кристалл" случайные люди пришли порулить клубом. Не было вообще ничего - ни денег, ни клюшек. Мы командой собрались, решили бастовать. Не выходили на тренировки, а они тоже на принцип пошли: набрали молодежь и заявились на чемпионат. Кто-то прогнулся, их оставили. Меня тренер Антолий Дмитриевич Лукошин в "Торпедо" порекомендовал. Вот так и в Нижнем Новгороде оказался.

За победу над Ярославлем обещали "Волгу"

- В конце того сезона "Торпедо" играло в плей-офф и одна победа отделяла Нижний от успеха в серии с ярославским "Торпедо". Помнишь эти игры? Реально было тогда победить в 4-й игре и выйти дальше.

- Конечно, реально. Хорошо запомнил те матчи. Выиграли мы одну встречу в Ярославле, а в первой игре и вовсе их разнесли – 5:1, Саня Жмаев Подомацкому с центра забил. Еще дома играть предстояло – побеждай и выходи дальше. Перед  пятой игрой в Ярославле к нам в раздевалку кто-то из спонсоров пришел и пообещал всем игрокам машины "Волга" за победу. Не знаю, шутили или нет, но мы проиграли.

- Показалось, что в той игре хоккеисты "Торпедо" перегорели.

- Сложно сказать сейчас, со стороны виднее. Я-то горел желанием, настрой был запредельный.

- В те времена болельщики считали, что в "Торпедо" хоккеисты зарабатывали намного меньше, чем в Ярославле, Магнитогорске. А сами игроки владели такой информацией?

- Про других не знаю, а сам я спрашивал только у знакомых, у того же Турковского, а так стеснялся такие вопросы задавать.

- Сейчас-то все про всех знают. Есть единая база, агенты могут обо всем рассказать.

- Это сейчас. А тогда и агенты только-только появляться стали. А контракты раньше как подписывали? Сидишь в раздевалке, тебя вызывают к начальству. Для меня это было неудобно и волнительно. Торговаться, выбивать себе зарплату - это определенные способности надо иметь.

- Хоккеисты и тогда считались очень обеспеченными. Деньги занимали тогда у вас?

- Товарищ мой занимал. До миллиона рублей одолжил, под бизнес совместный, что-то не пошло.  А я в те времена больше 100 тысяч в рублей месяц не получал. Так посудить, это огромные деньги. Но я простил. Я еще хочу Александра Николаевича Фролова добрым словом вспомнить.

- Рассказывайте

- Поехали на сборыв Турции летом 2000-го. А я тогда травмирован был и мне не платили давно. Он меня тогда вызвал, я ему рассказал о ситуации, он свои записи достал, разобрался и сказал, что все заплатят. А так получилось, что на следующий день он умер. Я потом к Шапошникову обратился и во всем разобрались, все выплатили. Александр Николаевич - мужик классный был, справедливый. Очень жаль, что так скоропостижно скончался.

Поражение от "Витязя" стало трагедией

- Нынешнее поколение хоккеистов не понимает, что такое база. А ваше, наоборот, все время провело там.

- У меня в голове не укладывается, как сейчас без базы живут.

-У вас база была в лесу, довелось на ней побывать, были какие-то истории, побеги?

- А куда там бежать? Лес кругом, да и риск большой. Ну были и такие индивидуумы.

- С собой приносили?

- Конечно, и такое было. Вспоминается, как один форвард  в подпитии на машине в ворота базы въехал. А вообще хочу сказать, что тренеры у нас достаточно лояльно к этому всему относились. Либо не замечали, либо делали вид, что не замечают. По крайней мере, я не вспомню, чтобы кого-то выгоняли за нарушение режима. Хотя сам немного о загулах жалею.

- Есть что вспомнить?

- Перед сезоном, когда Михаил Палыч Варнаков пришел (в 2004-м году - прим. авт) позволил себе лишнего и на первые матчи после межсезонья вышел никаким. Получилось так, что от любви до ненависти - один шаг.

- Но спустя год вы при нем хорошо играли

- Тогда из "Торпедо" ушло много хороших игроков, ставил меня в первое звено. Когда с лидерами играешь, то и очки набираешь.

- Тот памятный матч с "Витязем" в 2005-м году стал трагедией?

- Я в этой игре не играл, но, конечно, это был очень серьезный удар. Сейчас все хоккейные лиги закрыты, и хоккеисты не могут прочувствовать, каково это проигрывать и терять право на повышение в классе.

- Ходили слухи, что проиграв 2 игры в Нижнем, хоккеисты "Витязя" подрались, причем, прилюдно, в холле гостиницы "Волна".

- И мы в "Торпедо" тоже об этом тогда слышали, я подумал, раз деруться, значит все плохо у них. Кстати, тогда Даниил Марков (известный хоккеист, много матчей проведший в НХЛ, чемпион мира-2008 - прим.авт) на ту решующую игру, вышел с большим фингалом под глазом. Так получилась, что эта драка не повредила им, а, наоборот, придала некий импульс и они смогли собраться на тот матч, вырвали победу по буллитам.

- Не кажется ли вам, что нынешние зарплаты хоккеистов в КХЛ завышены, причем значительно?

- Я так скажу: даже когда я играл, нам платили намного меньше, но и тогда считал, что нам платят очень много. А уж про нынешних и говорить нечего.

- Один тренер мне сказал, что хоккеисты получают столько за свой бешеный труд?

- Бешеный труд? Ну разве что на предсезонке приходится пахать. А если тех же шахтеров взять, у них какой труд или литейщиков? А нынешнему поколению игроков я бы хотел пожелать брать пример с русских купцов. У них было много денег, но они их не только тратили, но и помогали своему городу, народу, идешь по городу и смотришь: то здание купец построил или другое. Вот это правильно было.

- Возвращаясь к вашей ситуации, к кому обращались за помощью?

-  Обращался к ребятам, с кем играл за "Торпедо", но хоккеисты моего поколения играли за другие деньги, миллионеров среди нас нет, у всех кого знаю, с деньгами все не очень хорошо. 

- А с теми, кто сейчас играет в КХЛ?

- Разговаривал и лично, и за меня просили, Рома Малов вызвался помочь, за что ему огромное спасибо, но пока нет никакой помощи, хотя для этих ребят это небольшие деньги. Просто изменился хоккей, изменились отношения между людьми в хоккее. К сожалению.

- Обращались в клуб?

- Обращался. Выписали материальную помощь.

- Большую? Тысяч 50?

- Меньше. 

- Алексею Ивашкину, который болен раком крови, в свое время помогли многие клубы, переводили деньги, потом дали работу.

- Об этом рассказали многие СМИ, все были в курсе, хорошо, что ему помогли. Мы с ребятами скидывались и переводили деньги

- А сами какую работу рассматриваете?

- Честно говоря, нужна работа, которую можно было бы совмещать с домашними делами. У меня больная жена, которая не может оставаться одна, больная теща.

- Вы в хорошей форме, как будто, не уходили со льда. Может стоить заниматься летними лагерями для детей и подкатками?

- Узнавал у ребят, все не так просто с этими подкатками, но если будет возможность - конечно попробую. 

- Ситуация у вас тяжелая

- Это просто край. Когда объясняешь, не все понимают, что происходит. Еще чуть-чуть и придется чуть ли не бомжом стать. 

Дмитрий Храмченко

Защитник. Родился 1 июля 1974 года. Воспитанник саратовского хоккея. В составе нижегородского «Торпедо» провел 9 сезонов.  Сыграл 276 матчей.

 

 

Комментарии Правила

Сейчас обсуждают