14:00
Металлург Мг - Локомотив
-:-
19:00
АКМ - Нефтяник
-:-

«У нас есть все для построения серьезной хоккейной системы»

/
Большое и крайне любопытное интервью спортивного директора «Сочи» Сергея Гомоляко клубной пресс-службе. Там Шева и Еронко, Бармен и Величкин-ст, инстаграм Шипачева и даже Дудь.

Предсезонка, площадка, состав


Предсезонная подготовка «Сочи» завершена. Ваши впечатления? Каким для команды получился летний домашний турнир?

Sochi Hockey Open оставил хорошие впечатления. Мы выиграли турнир и действительно сыграли в приличный хоккей, несмотря на то, чтобы параллельно много тренировались. Сыграли уверенно, хорошо смотрелись вратари, мы были надежны в обороне, блокировали много бросков – в среднем примерно пятнадцать за матч. У игроков была отличная самоотдача, все играли самоотверженно. Это и позволило победить. Если так будет и в официальных матчах – все будет замечательно.

Лагерь в Хомутове?
Одна из частей подготовки к сезону. Двухразовые тренировки и два матча. Команда смотрелась в них тяжеловато, подсаживалась физически в конце третьих периодов, так как тренеры не отпускали нагрузки, но это обычный процесс. У хоккеистов все равно от лагеря остались положительные эмоции – все видели, что там хорошие условия, понимали, что делают работу, которая очень важна.

И наконец, турнир в Санкт-Петербурге?
Заключительная часть предсезонки. В основном – матчи, проверка в условиях, приближенных к тем, что будут в сентябре, последние корректировки состава.

На турнире Пучкова «Сочи» впервые сыграл на канадской площадке, такая будет и на домашнем «Большом». Команда готова к переходу?
В Сочи мы играли на обычной, в Чехии тренировались на маленькой, а играли на финской. Команда привыкнет, ничего страшного и необычного в этом нет. Но хоккей должен быть интересным, зрелищным – что хорошо для болельщиков.

На что способен этот состав «Сочи»?
На что способен – увидим. У нас хорошая и ровная команда, мы можем конкурировать со всеми в игровом плане. Если мы будет играть также как, например, на турнире в Сочи – толкаться, кусаться, ловить на себя броски – будет и результат. Если кто-то начнет думать, что он Гретцки – ничего не получится.

Адаптация, школа, молодежь в Северной Америке

Приходить в новую систему, открывать для себя новую географию всегда сложно. Насколько быстро вы адаптировались в «Сочи»?

Здесь такой же хоккейный клуб, как в Магнитогорске или Челябинске, работа мне хорошо знакома, поэтому – очень быстро. За это слова благодарности директору «Сочи» Сергею Воропаеву, персоналу клуба, мы нашли общий язык. Не было косых взглядов, все помогали по любым вопросам. Все идет в спокойном рабочем ритме.

Успели оценить хоккейный потенциал Сочи?
Конечно, он огромен. Здесь много катков, сюда переезжают жить из других регионов – и многие хотят видеть своих детей в хоккее. Нужно предоставлять людям такую возможность, развивать клуб и регион в этом направлении. Мы уже открыли школу, нужно думать о командах ВХЛ и МХЛ. В Сочи любят хоккей и интерес к игре постоянно растет. Если даже на летние предсезонные матчи собирается по пять тысяч зрителей, то это говорит о многом.

Что вы хотите построить?
В первую очередь – вертикаль. Такую, как, например, в Казани, Питере или Челябинске. И сделать так, чтобы она действительно работала на благо сочинского и российского хоккея. У клуба и региона все для этого есть.

На определенном этапе этого процесса возникнет проблема с кадрами, тренерскими, менеджерскими, любыми.
Будем искать в других регионах. Это не будет проблемой. В Сочи поедут многие, место очень привлекательное со всех точек зрения. Главное – чтобы море не затянуло.

Что клуб хочет получить на выходе от школы, например, через пять лет?
Пять лет – наверное, слишком небольшой срок. Рассматривал бы отрезок как минимум в десять. Конечно, хотелось бы, чтобы в школе «Сочи» появились новые Кузнецовы, Панарины, Зариповы, Мозякины, Морозовы; чтобы через десять лет, в первом выпуске школы один-два-три хоккеиста начинали играть в командах нашей системы, в КХЛ и показывать такой результат, чтобы мы могли ими гордиться.

В прошлом сезоне вы работали в скаутской службе сборных России. Многое приобрели в профессиональном плане?
Конечно. Хочу сказать слова благодарности всем, кто пригласил меня и помогал в этой работе. Я смотрел очень много хоккея, узнал больше хоккеистов. Был на бронзовом чемпионате мира в Словакии, бронзовом молодежном чемпионате мира, серебряном юниорском, победной Универсиаде. Это был большой опыт. В двух словах не расскажешь – впечатлений много, все полезные.

Также эта работа позволила вам глубже узнать рынок российских игроков.
Да, узнал больше. У меня есть собственные наблюдения. Рынок игроков в России огромен и его потенциал очень хорош. Например, мне очень нравится команда, которая играла на Мемориале Глинки – у них хорошее будущее, надеюсь, из этих ребят вырастут большие мастера.

Почему так много молодежи уезжает в Северную Америку?
Мое мнение – дело в агентах, которые забираются в головы игрокам и их родителям и рассказывают, что за океаном жизнь будет лучше, что будет шанс пробиться в НХЛ. Мало верю в это. Всегда привожу в пример трех игроков, как Тарасенко, Панарин, Кузнецов или Василевский. Сначала они состоялись здесь, проявили себя в КХЛ, заработали имя. И у них все получилось и в НХЛ. Но многие уезжают в молодом возрасте и пропадают, а когда возвращаются, здесь тоже уже мало кому нужны.

Только Кучеров и Войнов – обратный пример, они работали, ждали своего шанса и поймали его – заиграли в НХЛ. Но это исключение из правил. Уезжают сотни, а пробиваются наверх единицы.

Нужно подходить к построению карьеры взвешенно. В том числе родителям игрока. Не думать, что в Америке или Канаде жизнь лучше и если сын уедет, то сразу получит контракт в НХЛ, а потом все заживут, в Америке. Не бывает такого.

Насколько перегреты контракты в КХЛ?
Серьезно. Каждую историю нужно, конечно, рассматривать отдельно, но перегрет. Некоторые молодые получают неадекватные деньги.

Как это исправить и начать контролировать?
Только потолком зарплат. Если это будет реально жесткий потолок – мы начнем двигаться в лучшую сторону. Можно сделать его чуть больше, чем планируется, но по-настоящему соблюдать правила игры. Впрочем, в этой теме много нюансов. Например, есть опасение, что при жестком потолке зарплат в Россию не будут возвращаться молодые игроки. Будут играть за копейки за океаном и тухнуть там. Тему нужно внимательно анализировать, учитывать все детали.

Как бы вы оценили возможности российского хоккея в целом?
Они неограниченны. Во многом из-за нынешнего руководства. Они реально развивают наш хоккей. Это факт, достаточно посмотреть, как выстроена система сборных России, как национальные команды работают в PR-направлении, какие тренировочные программы и системы распространяются по всей стране. Возможности российского хоккея действительно неограниченны. Остается продолжать правильно их использовать.

Профессионализм, «Магнитка», порядочность

Как менеджер вы начинали семь лет назад. Как профессионально изменились за это время?
Стал мудрее, а это отразилось на моем профессиональном уровне. В Магнитогорске я помогал Геннадию Величкину. В Челябинске было более широкое поле деятельности. Когда я пришел в «Трактор», был излишне горяч. Мне хотелось, чтобы команда выигрывала, у нас не получалось – и я ругал хоккеистов. Потом перевернулся, понял, что смысла ругаться нет, с игроками нужно разговаривать. И началась другая история, я стал более взвешенно относиться к своей работе, к разговорам с ребятами.

Что у вас в памяти от работы в «Магнитке» и чемпионстве?
Только положительное. У нас тогда был очень хороший коллектив, мы действительно были одной командой. Сначала я был в тренерском штабе с Канарейкиным, Семеновым и Шталенковым. Потом начальником команды, работал с Морисом, а когда выигрывали Кубок – с Кинэном, Воробьевым, Пелино. Атмосфера была отличная!

Хотели бы вернуться в том время?
Нет, время было замечательное, но надо идти дальше, стараться работать так, чтобы клуб который ты представляешь, показывал большие результаты, выигрывал медали и претендовал на Кубок. Нужно жить настоящим.

На каких принципах вы строите свою работу?
Для меня главное – чтобы человек был порядочным. Понятно, что можно найти великого хоккеиста, который будет забивать по шестьдесят голов в сезоне, но при этом будоражить всю раздевалку, а команда в итоге ничего не добьется. Но зачем? Есть такие, кто показывает хоккей топ-уровня, делает результат и еще команду что называется «держит».

Назовите одного?
Называть одного не совсем правильно. В нашей лиге достаточно таких – людей с большой буквы и настоящих профессионалов.

Кто в этом смысле фронтмен «Сочи»?
Мы сильны и интересны именно командой. Если мы начнем себе придумывать лишнее, у нас ничего не получится. Если будем биться друг за друга, исправлять ошибки друг друга – добьемся всего.

Хоккейные СМИ, Путин, вес

Рассказывают, что в первое время в Челябинске вы часто спорили с журналистами. Как выстраиваете эту важную для современного мира спорта часть работы сейчас?
Думаю, в этом смысле все хорошо. Я давно знаком и общаюсь практически со всеми, всегда открыт для общения и любых вопросов. А в Челябинске, как и в любом другом городе, в общем-то, просто бывают журналисты, которые спят в теме и на пресс-конференциях.

Кто лучший хоккейный журналист России прямо сейчас?
На самом деле у нас достаточно профессионалов в хоккейной журналистике. Я регулярно читаю профильные СМИ – Allhockey, Championat и хоккейный Sports, вижу это. Но лично мне нравятся Шева и Еронко. Они объективны, у них хорошее чувство юмора.

В России клубы активно начинают привлекать к работе по разным направлениям людей с нестандартными мышлением и взглядами на мир и жизнь. Это интересно?
Пока не анализировал эту тему, не задумывался об этом. Если речь о блогерах, то у нас в «Сочи» уже есть свой – Бармен. Его уже привлекли, поэтому другие нам, наверное, пока не нужны.

Вы знаете Дудя?
Да.

Вот его классика: оказавшись перед Путиным, что вы ему скажете?
Попрошу денег для хоккея в Сочи. Чтобы создать ту самую вертикаль, о которой мы говорили.

Вадим Шипачев завел аккаунт в инстаграме и собирается вести его сам. Это было новостью дня. В каких соцсетях можно найти вас?
Только в инстаграме. Там есть моя страница и страницы школы, которую ведет моя дочь Даша. Больше – нигде. Понимаю важность коммуникаций, но делаю это иными способами.

Как вы относитесь к активности игроков в соцсетях?
Спокойно. Главное, чтобы это не мешало профессии. Просто некоторые заводят блоги и перестают в хоккей играть, больше думают о том, как сделать правильное селфи, а не о том, что делать на льду.

В игровой карьере вы были уникальным хоккеистом – играли с таким весом. Расскажите, как так вышло?
Сколько себя помню – всегда был именно таким. В четырнадцать у меня обнаружили проблемы с эндокринной системой. Занимался этим вопросом все время, а в итоге играл до 36 лет. Если бы шайба не попала в лицо на тренировке «Мечела» и не пришлось бы заканчивать, играл бы еще года четыре.

Что делаете сейчас, чтобы держать себя в тонусе?
Не то чтобы я сижу на диетах, но стараюсь контролировать еду. Не ем мучного, в основном у меня овощи, мясо, курица и рыба. Кручу велосипед, хожу пешком по набережной в Сочи. Понятно, что это уже не профессиональный спорт, но форму поддержать помогает. Время от времени выхожу на лед. С сентября возобновлю, в поездку с командой тоже буду брать форму брать.

Довольны, что переехали в Сочи?
Конечно, доволен. Отличная география, отличный клуб с профессиональным штатом, любимая работа, перспективная команда плюс море и солнце.

У вас есть модели поведения в пиковых ситуациях/моментах жизни?
На людях не показываю ничего. Просто закрываюсь от мира дома и там даю волю эмоциям. Я достаточно сентиментальный человек. Очень сильно переживал, когда «Локомотив» разбился, другие ребята погибали – это всегда очень сложно принять.

В январе вам пятьдесят.
Эмоций никаких. Мне же не двадцать. Просто красивое число. Что должно произойти, чтобы этот день рождения удался? Сейчас вся моя жизнь связана с «Сочи», нужно сделать все, чтобы побеждал этот клуб. «Сочи» должен показывать хороший хоккей и идти в зоне плей-офф, лучше – ближе к топ-4 запада. Это будет лучшим подарком к полтиннику.

Комментарии Правила

Сейчас обсуждают