17:00
-:-
17:00
-:-

Игорь Гришин: в нашей стране всегда любили искать виновных. Я никогда этим не занимался

Главный тренер "Нефтехимика" Игорь Гришин в интервью AllHockey.Ru описал свою философию, которая позволяет ему добиваться уважения среди игроков. Также Гришин поделился впечатлениями от текущего сезона и рассказал, в чем нужно добавить его команде для достижения серьезных успехов в плей-офф.



Игорь Гришин - один самых необычных тренеров КХЛ. Он не только на словах, но и на деле строит позитивную атмосферу в своей команде, а также не распекает своих подопечных за ошибки, в отличие от многих своих коллег. Как говорят в "Нефтехимике", все без исключения игроки, у которых спрашивали о Гришине, давали исключительно положительные отзывы. В чем секрет Игоря Владимировича? Попытались разобраться в рамках небольшого эксклюзивного интервью.


-  "Нефтехимик" стал одним из главных открытий на старте чемпионата. Что именно вы привнесли в команду?

- Да почему мы стали открытием-то? Все очень много сейчас говорят про "Нефтехимик", но мы - такая же команда КХЛ, как и все остальные, со своими проблемами и их решениями. Так получается, что мы выигрываем у грандов, а вот со средними командами, наоборот, играем тяжелее. Я не считаю, что мы являемся каким-то открытием. Просто играем и пытаемся привить ребятам такой стиль игры, от которого они бы получали удовольствие. А чтобы получить это самое удовольствие, нужно поработать. У нас нет бесшабашного хоккея, но мы все равно стараемся играть в атакующем стиле, потому что нам нужно забить больше, чем соперник. Но при этом мы нацеливаем ребят на игру в обороне. Многие думают, что Гришин играет только в атаку, но это не так абсолютно. Многое зависит от того, как противник играет и как ребята отдаются.

- Дамир Жафяров говорил, что на летних сборах многие ребята понимали ваши упражнения минимум со второго-третьего раза.

- Да с десятого (улыбается)! 

- Хорошо, пусть будет так. Как считаете, сейчас команда адаптировалась к вашим требованиям?

- На летних сборах у нас все-таки было большее разнообразие упражнений. Мы его давали для того, чтобы ребята привыкали и у них не было рутины. Сейчас этот объем сократился. Есть группа упражнений, которая может меняться в зависимости от того, на что направлена тренировка. Когда ребята все понимают, упражнение начинает работать. 

- Команда провела фантастический сентябрь, выиграв в восьми из одиннадцати матчей. Вы специально выстраивали предсезонных подготовку таким образом, чтобы на старте взять как можно больше очков?

- Сейчас достаточно сложный календарь, у нас постоянно идут игры. Например, в ноябре нам предстоит сыграть 12 матчей. Для нас это самый сложный месяц в сезоне. В наше ребята ребята должны в правильной физической форме подойти к началу летних сборов. На лето они получают задание от тренерского штаба, которое в большинстве своем правильно выполняют. Поэтому их не нужно как-то отдельно готовить на сборах. Игроков необходимо подвести к той форме, в которой они смогут показать свои лучшие качества. Самое главное - не перегрузить их, но в то же время надо сделать так, чтобы они не потеряли свои кондиции. 

Постоянно держать команду в одном состоянии сложно, потому что в составе более двадцати человек, и каждый из них индивидуально развит. Но мы стараемся привести всех к одному знаменателю, и сентябрь показал, что они хорошо двигались. Правда, в то же время у нас были игры, в которых у ребят глаза не горели. Но сейчас мы вновь выходим на прежний уровень. Конечно, травмы тоже сказываются, у нас есть люди, которые достаточно давно не играют. В оптимальном составе у нас было очень мало игр.

- Все-таки в наше время нагрузка на сборах далеко не та, что была раньше.

- Вы знаете, я прошел советскую школу хоккея, когда мы тренировались одиннадцать месяцев в году. Восстановительные сборы тогда были такими "восстановительными", что сейчас они бы считались развивающими (улыбается). Кто-то из тренеров до сих пор считает, что летом нужно заложить фундамент. Я же считаю, что за две недели определенных тренировок это сделать невозможно. Суперкомпенсация, конечно, в какой-то момент даст о себе знать, но лишь на время. А во время сезона очень мало возможностей набрать форму через большие нагрузки. В современных условиях ребята должны сами проводить летнюю силовую подготовку. Что касается правильного функционального состояния, то оно достигается путем правильного подбора тренировок во время сезона. Так что, я не сторонник максимальных нагрузок на предсезонке. 



- Перед тем, как начать работу с командой, вы не исключали, что будете консультироваться с Олегом Юрьевичем Леонтьевым. Звонили ему?

- Нет, в этом не было необходимости. Мы вместе с тренерским штабом просто пришли и познакомились с командой. Многих ребят мы знали еще до этого, поэтому мы были прекрасно знакомы с их возможностями. 

- Можно ли сказать, что сентябрьская домашняя победа над "Локомотивом" в овертайме со счетом 5:4, когда ваши ребята отыгрались с 0:2, была поворотным моментом?

- Вполне возможно. У нас был очень тяжелый предсезонный период, когда мы не выиграли ни одного матча. К тому же, если вы помните, команда стартовала с двух поражений в сезоне. Безусловно, это давило на ребят, хотя во второй игре с "Трактором" что-то более-менее стало появляться. Так что, конечно, победа над чемпионом окрылила команду и дала ей крутой психологический эффект. 

- Как вы настраиваете парней на игры? Кажется, что у вас всегда все на позитиве.

- Так и есть. Мы стараемся не зацикливаться на неудачах и никого не обвинять в ошибках. Тренерский штаб, персонал и команда — один коллектив. Стараемся вместе переживать неудачные моменты, чтобы никто не сидел и не переживал поодиночке. Пытаемся сделать такой коллектив, в котором каждый бы находился в ответе друг за друга. 

- Вы много работали в детском хоккее, где, по большому счету, не стоит никого винить за неудачи. Такая установка на позитив у вас идет именно оттуда?

- Вполне возможно, ведь у меня достаточно большой опыт, от детского хоккея до самого верха. Многое зависит от характера человека и его видения происходящих процессов. Кто-то вот любит закрутить гайки. У нас в стране всегда любили поискать виновных, это давно у нас принято. Я лично никогда этим не занимался. У нас не индивидуальный, а командный вид спорта. Если один ошибся, другой обязан ему помочь. Стараюсь, чтобы в команде все проходило на позитиве. 

Самое главное, чтобы ребята отдавались на тренировках. Я так и сказал им: "Парни, я должен видеть, что вы, приходя сюда на два-три часа, полностью отдаетесь работе". У игрока может что-то не получаться, но если я вижу, что он добросовестно работает, у меня никогда не возникнет к нему вопросов. Если же я вижу, что кто-то не до конца выкладывается или халтурит, тогда уже мне приходится повысить на него голос. Могу серьезно поговорить с таким игроком. 

У нас нет такого, чтобы каждый день был праздник. Конечно, мы иногда серьезно разговариваем друг с другом. Просто в нашей команде никто никогда не обвиняет друг друга, ведь допустить ошибку может каждый. А вот если я вижу, что у игрока что-то не так с отношением к делу, то непременно ему на это укажу. 

- Вы и Андрей Владимирович Разин, с "Металлургом" которого "Нефтехимик" недавно играл, начинали тренерскую карьеру с работы с детскими командами. Некоторые же ваши коллеги по завершении своего игроцкого пути сразу рвутся работать в КХЛ. Не считаете ли вы это нарушением тренерской эволюции?

- Да я не знаю, у каждого свой путь. Если игрок по завершении карьеры сразу же получает шанс поработать в КХЛ, то почему бы и нет? Это нельзя никак оценивать. Например, в детском хоккее много замечательных тренеров, которые при определенных условиях могли бы подняться на уровень КХЛ. Но я знаю специалистов, которые не хотят этого. Им больше нравится работать с детьми и молодежью. 

Я не знаю, хорошо или плохо то, что недавно закончивший свою карьеру человек сразу же идет работать в КХЛ. Вот, пожалуйста, в качестве примера могу привести Дмитрия Квартальнова. Отличный же тренер?

- Конечно.

- Вот, он сразу зашел в КХЛ. То же самое случилось с Игорем Никитиным. В общем, через детский хоккей мало кто приходит.

- Согласен. Вернемся к "Нефтехимику". Под вашим руководством начал "воскресать" Дамир Жафяров. Чего, на ваш взгляд, ему не хватало в прошлых сезонах, и как вам удалось вернуть Дамира к жизни?

- Я в прошлом сезоне не следил за Дамиром, поэтому не знаю, почему у него не сложилось в "Барысе". Знаю только, что он практически не набирал там очков. На самом деле, Жафяров был моим проектом. Как только я пришел в "Нефтехимик", то сразу сказал, что мне нужен этот игрок. И с ним тут же начали вести переговоры. Я был очень рад, когда Дамир к нам пришел, потому что прекрасно знал о его возможностях. После неудачного сезона ему подвернулся шанс стать лидером в команде. Почему бы его не использовать?

- И он это делает. Данил Юртайкин сейчас заходит на свой самый результативный сезон в карьере. То же самое можно сказать и о Евгении Митякине. Дело только ли в психологии?

- Мне сложно об этом говорить, так как я до этого не работал с командой. Но сейчас эти ребята много забивают. Тот же Женя Митякин пока не дошел до того количества очков, какое у него было в том году. Что будет по итогу, мы увидим только в конце сезона. Парни работают и играют на команду, а команда, в свою очередь, играет на них. Может быть, поэтому у них все так и получается.



- Что, на ваш взгляд, произошло с командой в гостевом матче с "Металлургом", который вы проиграли 6:9? Была ли усталость после двух поединков на выезде, которые вышли за пределы основного времени, и вашего прилета в Магнитогорск в 9 утра предыдущего дня?

- Выезд и вправду получился тяжелым. До той встречи мы дважды выиграли за пределами основного времени, потратив на эту кучу физических и эмоциональных сил. Но, как вы заметили, прилетела-то команда за день до игры. То есть, ребята выспались. Правда, было видно, что у них глаза не горят. Всегда же видно, когда команда выходит на площадку с удовольствием. А здесь было видно, что часть игроков была без горящих глаз. Они равнодушно относились к происходящему на поле, чем соперник и воспользовался. Конечно, спасти ту игру оказалось нереально, но третий период создал задел для победы в ответной встрече.

С другой стороны, я не люблю, когда у нас залетает вообще все, что только можно. Как правило, когда в одной игре ты реализовываешь все свои моменты, то в следующей ничего не получается. У того же "Металлурга" в Магнитогорске все залетало, а в Нижнекамске то они промахивались по пустым воротам, то наш вратарь выручал. Или, например, "Спартак" сначала невероятным образом отыгрался с "-3" у "Шанхая", а потом проиграл "Динамо" 0:5. Очень много эмоций тратится в таких матчах.

- Сезон длинный, в регулярном чемпионате почти 70 матчей. Как сделать так, чтобы в большей части из них, процентах в 90, у команды горели глаза?

- Надо постараться создать в команде такую обстановку, чтобы ребята с удовольствием приходили тренироваться. И, конечно же, поддержка болельщиков очень сильно помогает. В Минске, например, так поддерживают "Динамо", что команда на каждую домашнюю игру выходит с горящими глазами. Понятно, что у нас игры идут через день, и на каждую из них нужно настраиваться, но что поделать, профессия такая. 

- После первой игры с "Металлургом" вы сказали, что ваш стиль - "забить три". Кто из тренеров повлиял на ваш выбор?

- Я сам на себя так повлиял. Если ты забиваешь три гола, то процентов на 80 твоя команда выиграет. Можно, конечно, выиграть 2:1 или 1:0, но с тремя шайбами у тебя больше шансов на победу. В ВХЛ, помнится, даже мем сделали со мной, где я говорю, что для победы нужно минимум три гола. На самом деле, думаю, ни один тренер не отказался бы от этого. И для зрителей такие игры гораздо более притягательные. Люди же приходят выплеснуть эмоции, покричать и порадоваться, когда шайба пересекает линию ворот. Мой стиль состоит в том, что нужно атаковать.

- Есть ли наставники, которых вы можете назвать своими учителями? Кто на вас повлиял как на тренера?

- Слушайте, я могу начать с детства. Поначалу моим тренером был Валерий Павлович Стельмахов. Затем с нашей командой ЦСКА работал Владимир Иванович Викулов, который сыграл очень большую роль. Мы провели вместе пару лет. Игровую карьеру я, по большей части, провел во второй союзной лиге, а вот когда сам стал тренером, то посмотрел очень много фильмов о работе Анатолия Владимировича Тарасова, Виктора Васильевича Тихонова и других наших великих тренеров. Стараюсь много читать и изучать опыт других тренеров.

Могу сказать, что раньше коллеги не были такими закрытыми, как сейчас. К примеру, когда я работал детским тренером, я мог спокойно прийти и посмотреть, как работает команда мастеров и ее соперники, которые приезжали на игря. Наблюдал за занятиями молодежной сборной Канады, когда она приезжала играть матчи Суперсерии с нашими ребятами. В общем, получился такой собирательный образ. А сказать, что кто-то конкретный на меня повлиял… Ну, даже не знаю.

- Вам довелось пообщаться с Виктором Васильевичем Тихоновым?

- Я с ним не работал, но был на его тренировках. В то время приветствовалось, когда детские тренеры приходили на занятия команд мастеров. Плотно мы с Виктором Васильевичем не общались, только на уровне: "Здравствуйте - до свидания". Зато у меня было больше общения с Борисом Петровичем Михайловым, Виктором Григорьевичем Кузькиным, который тогда работал тренером в системе ЦСКА, и Владимиром Федоровичем Поповым. 

- Вернемся в настоящее время. Октябрь у "Нефтехимика" пока что получается непростым. Вы начали с неудачной серии, затем сумели зацепить четыре очка на выезде. Что говорили команде, чтобы она не сломалась под грузом поражений?

- Выходим и работаем, пытаемся сделать выводы. Вот недавно проиграли крупно, после чего серьезно обсудили произошедшее с тренерским штабом. Помощники у нас очень много работают. Ребятам все показали, попытались кое-что спроецировать с ними на тренировках, и, как видите, им удалось победить.

- Из позитива можно отметить, что в октябре в строй вернулся Никита Хоружев. Как отметить его текущую форму?

- Он через игры постепенно набирает кондиции и начинает показывать ту игру, которую мы рассчитываем от него видеть. Конечно, поначалу ему было тяжеловато, но я верю в то, что он скоро выйдет на свой уровень.

- Недавно КХЛ выпустила видео с вашим участием, где показала, как вы руководили командой во время матча с минским "Динамо". Там был момент, когда перед игрой вы в раздевалке ставили Pink Floyd и AC/DC. Какому музыкальному стилю и исполнителю, на ваш взгляд, соответствует игра "Нефтехимика"? 

- Наверное, вот этим группам она и соответствует. На самом деле, я люблю Pink Floyd. 



- А еще какую музыку предпочитаете слушать?

- Мне нравится много отечественных исполнителей. Не современных, а из 70-90-х годов. "Машина Времени", например, есть еще и другие группы, на которых я вырос. Владимира Высоцкого с удовольствием слушаю.

- Что обычно ставят в раздевалке ребята? Нет ли у вас музыкального конфликта поколений?

- Да почему? Они часто ставят старые песни в современных аранжировках. 

- Красавцы! Перед сезоном вы говорили, что хотите пройти с "Нефтехимиком" как можно дальше в плей-офф. Прошло почти два месяца в регулярном чемпионате. По итогам этого отрезка можете ли сказать, в каких компонентах следует прибавить команде, чтобы эта цель осуществилась?

- Качество игры должно быть, нужно стремиться именно к нему, а не к результату. Оно заключается в качестве выполнения технических приемов: передач, бросков. Наблюдаешь за некоторыми командами, как "Металлург", и восхищаешься тем, что они делают. Роман Канцеров, например, отлично бросил, когда забивал нам второй гол в недавнем домашнем матче. Хотелось бы, чтобы и наши ребята тоже так делали. На тренировках у них получается, а вот в играх пока как-то не очень. Надо стремиться к улучшению качества игры, и результат тогда придет.

Возможно вас заинтересует

Комментарии Правила

Сейчас обсуждают