Все о статистике в современном хоккее: броски - прошлый век, а все решают скорость и время

Наша любимая игра изменилась, но просчитать ее нереально даже с прогрессивными методиками вычислений.



Современный мир тяжело представить без гаджетов и девайсов. То, что несколько лет делал человек, сейчас успешно выполняют вычислительные алгоритмы и нейросети. Хоккей в этом плане не стоит на месте, а к самой игре добавляются различные компоненты в виде цифровой информации. Клуб, который не хочет идти в ногу со временем, моментально страдает как в плане выгоды, так и в спортивных результатах. Тенденция современного хоккея трактует новый закон: приспосабливайся или будешь уничтожен.


В КХЛ путь цифровизации идет мелкими шагами. Сейчас лига в этом плане напоминает ребенка, который только начал изучать мир, в отличие от той же НХЛ или финнов со шведами, где работа со статистическими данными - отдельная категория взаимоотношений и с игроками, и с командой.

Для чего нужна статистика?

Цифровизация упрощает систематизацию глобальных клубных решений, будь это подписание хоккеиста или разбор игры. С помощью цифр главные тренеры и менеджеры могут обратить свое внимание на того или иного хоккеиста, улучшить его навыки или сделать акцент на отдельном компоненте.Продвинутой статистикой пользуются во всем мировом спорте, вот только хоккей - самая тяжелая для вычислений игра. Но почему?

В хоккее отсутствует статичность, игроки носятся по площадке со скоростью 20-30 км/ч, а шайба летит еще быстрее. Просчитать действия за считанные доли секунд человеческому мозгу нереально, к этому добавляется огромная плотность на самой площадке в силу ее маленьких размеров и уйма отскоков.

Как бы хоккейные гики не пытались "вскрыть" хоккей, но сделать это невозможно. Предугадать исход матчей в хоккее заранее нереально, но цифры помогают работать над своими ошибками и не только.

Существует два вида статистики: командная и личная

Цифры в хоккее упираются в две категории: подсчеты клубных результатов и их компонентов (командные) и личные игрока (его очки, количество бросков, потерь и так далее), также есть смежный раздел - работа звеньев. Сейчас статистика настолько шагнула вперед, что есть углубленные подсчеты, которые выдают более объективную оценку происходящему на площадке.

Но здесь важно отметить, что в ходе моих наблюдений, статистика представляет из себя пирамиду, где вершина - результаты клуба (очки, количество поражений, число заброшенных и пропущенных шайб). В случае, если с результатами возникают проблемы, то обычно используешь методы критичности, то есть задаешься вопросом: почему так происходит?

Идешь ниже - в середину этой пирамиды, а там смотришь проблемные компоненты игры: низкая реализация, дряблое большинство и меньшинство или количество бросков.

И фундамент этой геометрической фигуры - прогрессивная статистика: количество голевых моментов у ворот, качество передач, зоны бросков, место начала атаки, время в атаке. В общем, критериев много.И точно такая же ситуация с личной статистикой.

Причем прогрессивные компоненты также помогают в плане рассмотрения потенциального новичка клуба, способствуют его плановому внедрению под нужную для себя систему и позволяют грамотно "примерить" хоккеиста в той или иной роли до подписания.

К примеру, нападающего "Северстали" Роберта Рообу взяли под большинство, следили, из какой зоны он забил наибольшее количество шайб, а также увидели его число выигранных единоборств в финской лиге. Нападающего "Металлурга" Карри рассматривали как потенциально мощного игрока на точке, а Майе - как плеймейкера.

С вратарями данная тенденция тоже неплохо работает. Многие клубы выбирают одного габаритного и второго более техничного голкипера. Но кто-то, как СКА, предпочитает видеть в своих рядах только техничных вратарей, которые не занимают много места в воротах, но играют за счет правильного выбора позиции, работы на перемещениях (Метсола, Юханссон, Нидербергер (ДЕЛ).

Какие тенденции у современного хоккея?

Он стал быстрее, причем это отмечают многие главные тренеры, в том числе Илья Воробьев, который сейчас разрывает лигу с "Металлургом". Времена откатов прошли - тебя просто задавят и "задушат", если только ставить упор на построениях в своей зоне и в средней. Форчек и постоянный прессинг - новая база современной игры.

Так как скорости возросли, то растет количество бросков не только в створ ворот, но и принимаемых на себя защитниками. Этому способствует и экипировка игроков, которая также не стоит на месте. Клюшки уже не деревянные, а ноги и коньки хорошо защищены, что позволяет принимать на себя броски с минимальным уроном.

Так как скорости - наше все, то от них нужно плясать в дальнейшем. К примеру, многие журналисты на послематчевых пресс-конференциях обращают внимание тренеров на статистику бросков. В настоящее время она не то чтобы не важна, но как минимум теряется на фоне многих показателей. Когда мы говорим про количество отраженных бросков, то многое не учитываем, а ведь важны расстояние, тип, была ли помеха голкиперу, стойка вратаря во время броска и так далее.

Необходимо учитывать не сами броски, а их количество за 60 секунд времени в атаке. Да и в целом любой показатель учитывать вместе со временем, так будет объективней. Вы удивитесь, но чаще всего выигрывает не та команда, которая перебросала противника, а та, которая больше нанесла бросков за 60 в атаке. Это положительная тенденция на которую, думаю, нужно обратить внимание.

Статистика бросков плоха еще и по одной причине: клуб, который ведет в счете после одного периода, в следующие 20 минут (в большинстве случаев) проседает в этом плане, чем их противник, но на результат это не всегда влияет. Чаще можно наоборот увидеть картину, что клуб, который лидирует - забьет еще одну с трех бросков, а команда, которой нужно отыгрываться -  не сможет реализовать и один бросок из десяти. И здесь тоже нужно все рассчитывать. Допустим, вы наносите много бросков, но можете нарваться на контратаку. Вы играли в большинстве, поэтому количество бросков больше, но в равных составах ничего не создали. В общем, картину нужно рассматривать под всеми углами.

Также есть параметры Xg - количество потенциальных голевых моментов. Это есть у игроков, у тройки и у всей команды в целом. Однако Xg без броска не работает. Главное для команд - научиться работать с расстоянием, временем и скоростью. За счет трех этих компонентов можно контролировать и корректировать игру. Броски уже давно не стали главным атрибутом, а весь акцент в современном хоккее заложен на катании, на быстроте рук, ног и на скорости бросков.
 
Также удивительно, что влияет на игру клубов фактор первого гола, хоть в регулярном чемпионате он не так силен. К примеру, "Йокерит", по моим подсчетам, набрал 90% очков до игры со СКА в Питере, если забрасывал первым.

Мы шагнули в эпоху цифровизации, поэтому выборка нам предоставляется большая, но с ней нужно правильно работать. Менеджеры с помощью ее могут искать хоккеистов на определенные роли, а клубы - корректировать свою игру. Однако человек, который без опыта приходит в хоккей - не сможет вести селекцию, основываясь только на цифрах, так как в игре есть много нюансов.

Как говорил Стив Айзерман (когда юриста Брисбуа, его ассистента с многолетним опытом назначили в "Тампу" генменеджером) на управленческой позиции опыт в хоккее не так важен, но нужно умение учиться. Также и с цифрами, с которыми важно уметь работать, и они принесут глобальную пользу команде, игроку и менеджерам. 
Источник фото: Официальный сайт СКА

Комментарии Правила

Возможно вас заинтересует

Лента статей КХЛ

Сейчас обсуждают