Кто в хоккее самый популярный? Разбираем странные результаты опроса ВЦИОМ

Опрос среди 95% неболельщиков

В конце апреля ВЦИОМ опубликовал результаты своего хоккейного исследования. Результаты получились довольно неожиданными: по социологическому опросу самым популярным клубом в России стал ЦСКА - его выбрали 15% респондентов, за "Спартак" проголосовали 4%, "Авангард", "Ак Барс" и СКА получили по 3%.

Любой болельщик, который более-менее внимательно следит за посещаемостью матчей КХЛ и активностью клубов в соцсетях, будет в недоумении от таких цифр. ЦСКА популярнее, чем "Авангард", "Ак Барс" и СКА вместе взятые? Вы серьезно?

Понять, откуда взялись такие данные, можно если внимательно посмотреть на все цифры, которые приводит ВЦИОМ. Центр изучения общественного мнения указывает: 32% опрошенных заявили, что интересуются хоккеем только от случая к случаю и лишь 5% сказали, что он являются постоянными болельщиками. Людей, которые посещают матчи КХЛ оказалось еще меньше - 2%.

Давайте называть вещи своими именами - 95% опрошенных признали, что хоккей им либо совсем не интересен, либо интересен по большим праздникам, вроде финала Олимпиады в Пхенчхане. Но любимый клуб они все-таки указали. Вернее, скорее всего, просто назвали исторически самый известный бренд - ЦСКА. А кто-то просто провел аналогию с футбольной и баскетбольной командами армейского клуба. Та же история наверняка была и со "Спартаком", занявшим второе место - люди знают, что где-то существует такое спортивное общество и переносят это на хоккей.

В этом плане "Авангард", "Ак Барс" и СКА оказываются в заведомо проигрышном положении - более-менее ярких успехов в советское время добивались лишь ленинградцы, а больших нехоккейных "секций" у этих клубов нет.

Где целевая аудитория?

Весь спорт в целом - это не политика и не цены в супермаркетах. Им интересуется довольно узкий круг людей, но это очень вовлеченные в тему и чрезвычайно преданные любимым командам люди. Именно эту публику маркетологи называют "целевой аудиторией".

Такие болельщики идут на стадионы, покупают клубные шарфы и свитера, делают телерейтинг не только для ключевых матчей сборной, но и для проходных игр "регулярки". Именно эти люди дают клубам возможность заработать на билетах, атрибутике и рекламе. Их по данным ВЦИОМ 5% на всю страну.

Чтобы получить ответ на вопрос, какой клуб в стране самый популярный, думается, что именно среди этой целевой аудитории и было бы целесообразно проводить исследование. Результаты наверняка были бы совершенно другими. И точно более полезными. Даже маркетинговой службе ЦСКА не очень интересно знать, что домохозяйка из Норильска считает их клуб самым популярным в стране. На матч она не придет, шарф не купит, да и по телевизору скорее посмотрит сериал, чем шестой матч финала Кубка Гагарина.

СКА - лидер по средней посещаемости, "Торпедо" - по проценту заполняемости трибун

Попробуем разобраться в популярности команд своими силами. Учтем среднюю посещаемость клубов (для чистоты эксперимента возьмем сезон-2019/20, когда не было ковидных ограничений), количество подписчиков в соцсетях и рейтинги телетрансляций.

Самой посещаемой командой КХЛ в "регулярке"-2019/20 стал СКА. В среднем на матчах армейцев собиралось 13616 зрителей, а ведь это больше 100% от вместимости Ледового. Конечно, тут надо сделать скидку на то, что дерби против ЦСКА в том сезоне петербуржцы на "Газпром Арене" и собрали 61810 тысяч зрителей. Если исключить его из статистики, то показатели чуть просядут - 11994 болельщиков в среднем и 96% посещаемости.

По среднему количеству зрителей СКА безусловный лидер, но есть команда, у который был еще более высокий процент заполняемости трибун. Это... "Торпедо"! Нижегородцы играют на крохотной арене "Нагорный", которая вмещает всего 5500 зрителей. В "регулярке"-2019/20 трибуны на домашних матчах "Торпедо" заполнялись на 97,9%!

Рядышком расположился "Автомобилист". У екатеринбуржцев тоже очень компактный дворец - на их домашние матчи в среднем ходило 5313 зрителей и это 95,8%.

"Спартак" и ЦСКА оказались среди лидеров по средней посещаемости - 8914 зрителей на игре у "красно-белых" и 8092 у "красно-синих", но процент заполняемости трибун не впечатляющий - 75,8% и 69,3% соответственно.

У шести команд КХЛ трибуны заполнялись более чем на 80%. "Ак Барс" - 7188 зрителей и 84,1%, "Металлург" - 6793 и 88,2%, "Салават" - 6660 и 83,1%, "Сибирь" - 6625 и 89,3%, "Трактор" - 6437 и 85,8%, "Авангард" - 4563 и 80,4%.

"Авангард" поймал тренды в Ttik Tok

Явный лидер по количеству подписчиков в соцсетях - СКА. Петербуржцы имеют больше всех подписчиков в Twitter, Instagram, YouTube, ВКонтакте и Facebook. Только в новомодном Tik Tok их обошел вовремя сориентировавшийся в трендах "Авангард".

Если взять разбивку по всем соцсетям, то получится такая картина:

Twitter

СКА - 213K в русскоязычном и 5K в англоязычном аккаунте
"Спартак" - 166,5K
"Сибирь" - 148K
"Локомотив" - 115,6K
"Динамо" Москва - 79K

ВКонтакте

СКА - 360K
"Ак Барс" - 187K
"Авангард" - 167K
"Сибирь" - 145K
"Салават Юлаев" - 142K

YouTube

СКА - 55K
Авангард - 53K
Ак Барс - 42K
Салават Юлаев - 35K
Спартак - 25K

Instagram

СКА -  188K
Салават Юлаев - 169K
Ак Барс - 167K
 Авангард - 160K
ЦСКА - 150K

Facebook

СКА – 38K в русскоязычном аккаунте и 30K в англоязычном
ЦСКА – 59K
Спартак – 50K
Динамо Москва – 17K

Tik Tok

Авангард - 104K
СКА - 60K
Спартак - 58K
Салават Юлаев - 30K
Ак Барс - 29K

Самый популярный по мнению ВЦИОМ хоккейный клуб страны ЦСКА лидирует только в Facebook, а в большинстве других соцсетей не попадает даже в топ-5, а вот "Ак Барс", "Салават", "Авангард" и даже "Сибирь" набирают большое количество подписчиков на разных площадках.

Локальный телеуспех "Амура"


Рейтинги телетрансляций - это самое спорное место при подсчете популярности. Во-первых, все подсчеты показывают, что действительно хорошо в России смотрят только хоккей с участием сборной. Если же неплохой рейтинг собирают матчи финала Кубка Гагарина, то далеко не факт, что в этот момент телевизоры включают только фанаты участвующих в нем команд. За битвами ЦСКА и "Авангарда" следили болельщики со всей России.

Еще один момент - некоторые клубы организуют для жителей домашнего региона бесплатные трансляции на собственных сайтах. Ни в какие телерейтинги это, естественно не входит.

Ну и последнее - в открытом доступе не так много данных о телерейтингах хоккейных трансляций. В топы они не попадают, а региональные подсчеты публикуют нечасто.

Наиболее свежие доступные данные можно найти на сайте компании Медиаскоп - они датированы маем 2019 года. Самой рейтинговой хоккейной трансляцией на региональных каналах стал матч "регулярки"-2018/19 между "Амуром" и "Адмиралом". Также в топе матчи "Салават Юлаев" - "Авангард" и "Автомобилист" - "Трактор".

Кстати, в 2016 году "Амур" с долей в 10% стал самым рейтинговым клубом КХЛ по трансляциям на региональных каналах. Вторым тогда оказалось "Торпедо" (доля -4,7%), а третьим - "Авангард" (1,6%).

Из таких рейтингов можно сделать вывод, что "Амур" безумно популярен в Хабаровске,  но не более того. У каждой региональной телекомпании свой охват - сравнивать их между собой бессмысленно.

СКА лидирует, но "Ак Барс", "Авангард" и ЦСКА сильны

Если обобщить собранную информацию, то по популярности среди клубов КХЛ лидирует, по всей видимости, СКА. Петербуржцы - единственный российский клуб, который регулярно заполняет ледовую арену вместимостью более 10 тысяч человек, разово они способны собрать больше 60 тысяч зрителей на футбольном стадионе и обладают большой армией подписчиков в соцсетях.

При этом колоссального преимущества над конкурентами у СКА нет. Не будем забывать, что СКА - единственная большая хоккейная команда из города с населением более 5 миллионов человек. Однако тот же "Авангард" в непростых условиях добился заметных успехов в развитии бренда. Команда не может играть в родном Омске, но собирает неплохую аудиторию в нейтральной Балашихе и активно развивает соцсети.

Большой популярностью в своих регионах пользуются "Ак Барс", "Салават", "Магнитка", "Автомобилист", "Торпедо" и "Сибирь". На фоне их заполненных трибун 8-тысячная посещаемость ЦСКА и "Спартака" в огромной Москве выглядит скромно.

Ну а главное, что можно понять из исследования ВЦИОМ, в России не так уж много настоящих хоккейных болельщиков. Все клубы КХЛ могут развивать свою фан-базу и становиться все более и более популярными в своих регионах, делать хоккей по-настоящему народным видом спорта, а не зрелищем для 5% россиян.
Источник фото: Официальный сайт СКА
рейтинг: 5.0 из 5
голосов: 1

Комментарии Правила

Сейчас обсуждают