"Из ребенка сразу стараются сделать хоккеиста, но он, в первую очередь, должен быть атлетом"

Почему у игроков к 15 годам много хронических травм? Из-за чего родители перегружают своих детей? Каких специалистов не хватает российским хоккейным школам? Отвечает тренер по ОФП.



Борис Афанасьев
- тренер по ОФП команд школы "СКА-Стрельна" 2006, 2007 и 2010 г.р. Мастер спорта по легкой атлетике.

"К 15-16 годам у игроков уже много хронических травм"


- Расскажите, в чем заключается ваша работа как тренера.

- Я работаю в школе "СКА-Стрельна", которая входит в систему Академии СКА. Это достаточно молодая школа, ей всего семь лет. Являюсь тренером по физической подготовке в командах 2006, 2007 и 2010 годов рождения. Наши ребята ездили на Первенство России среди регионов и в составе сборной Санкт-Петербурга выиграли турниры 2006 и 2007 г.р. И это общая заслуга наших тренеров, которые работают с ребятами в нашей школе. Я провожу все занятия, которые проходят на земле. Конечно, в присутствии старшего тренера. Наши глобальные задачи - подготовить ребят к выпуску в главную команду СКА. И, конечно, есть задачи на сезон - это успешно выступить на первенстве Санкт-Петербурга и поехать на финал первенства России. Также в межсезонье мы готовим команду на сборах. Таким образом развиваем у игроков различные качества и поддерживаем их форму посреди сезона, чтобы они чувствовали себя сильнее, выносливее, комфортнее.

- Существует мнение, что к 12 годам у многих российских игроков уже есть проблемы со здоровьем. Это из-за неправильной физической подготовки?

- Это происходит не к 12 годам, а позже - в 15-16 лет, ближе к выпуску из школы. К этому возрасту у хоккеистов уже есть много хронических травм. Это результат того, что часто тренировки на земле проводятся не со специалистами и происходит нарушение техники исполнения упражнения. На самом деле, это большая проблема в нашем хоккее.

- Нет тренеров по ОФП?

- Многие клубы, в том числе детские, не хотят понять, что такие специалисты нужны. Там считают, что старший тренер может справиться самостоятельно. Плюс ко всему, есть тренеры, которые считают, что разбираются во всем сами, и не подпускают никого к подготовке команды. Но невозможно одному человеку владеть таким объемом информации. У нас считается, что ОФП - это 50 раз присел, 50 раз отжался, 50 раз сделал пресс, пробежал 20-30 кругов на стадионе и все готово. Но это в корне неверно. Определенные упражнения должны идти друг за другом, плюс все тренировки должны регламентироваться по нагрузке, по количеству. Ко всему прочему, они серьезно отличаются в разные этапы подготовки - в соревновательное время или в межсезонье.

Я вижу, что даже родители дают своим детям чрезмерную нагрузку, и тренеры старой формации считают, что чем жестче - тем лучше. Но это в корне неверно. Если взять цикличные виды спорта (лыжи, плавание, легкая атлетика), то у них идет жесткое распределение нагрузки по неделе. Но в хоккее это невозможно - на льду у игроков разная нагрузка. Большую ошибку совершают тренеры, которые ежедневно грузят хоккеистов в одном и том же режиме и, соответственно, не дают им восстанавливаться. Таким образом, игроков постоянно «придавливают». И перетренированность хоккеистов, в отличие от других спортсменов, не так заметна. Поэтому моя задача - разграничивать нагрузку и быть постоянно на связи с тренерским штабом. Проводя работу на земле, я должен отталкиваться от того, что игроки делали на льду.


- Иностранцы постоянно удивляются, что российские хоккеисты много бегают кроссы, в том числе в жару.

- Надо понимать какие задачи ставит тренер, проводя такую тренировку. Например, кросс выходного дня (восстановительный) бегут в жару - минимум 10 км и надо уложиться по времени. Не уложились - бегут еще раз. Конечно, после такого ни о каком восстановлении и речи быть не может, игроков могут только сильнее "загонять". Поэтому подобная тренировка у любого хоккеиста, что ребенка, что взрослого, уже вызывает страх. В любом случае, в кроссе нужно отталкиваться надо не от времени, а от пульса. Своим игрокам я могу предложить в конце недели устроить пробежку, но пульс надо будет проверять каждый километр. Я согласен, что в городе лучше покрутить велосипед, это хорошее средство восстановления. Но мало в каких школах есть хотя бы десять велотренажеров.

- Также приходилось слышать мнение, что детей в хоккейных школах слишком рано кладут под штангу, что тоже чревато проблемами со здоровьем.

- Проблема не в том, что рано начинают работать со штангой, а в том что, технически неправильно выполняют любые упражнения с отягощением, которые и приводят со временем к печальным последствиям. Мы в своей школе приступаем к этому постепенно с 14 лет, обучаем технике и не гонимся за весами. Да и я сторонник как можно дольше работать с собственным весом для того, чтобы оставались в будущем маневры в подготовке. И многие родители, кстати говоря, очень боятся, когда слышат слово "штанга". Но лучше бы они переживали совсем за другие вещи. Я не согласен как с тем, что штанга может замедлить рост, так и с тем, что турник может ему способствовать.

"Ребенок не успевает восстанавливаться и получает все новую и новую нагрузку"

- Также считается, что современные дети стали мало заниматься другими видами спорта. Раньше хоккеисты хорошо играли в гандбол, в баскетбол.

- Мы с нашими командами часто играем в гандбол, флорбол, баскетбол на сборах. Футбол я не очень люблю из-за травмоопасности. Но понимаю, почему все так происходит, и на это вполне ответил Павел Буре в своем интервью, которое я читал. Там он рассказал, что его маленький сын тренируется шесть дней в неделю, и не по одному раз. Буре признал, что он начинал играть в хоккей позже и тренировался в детстве меньше, но сказал, что сейчас конкуренция выше. Вот из-за этого и начинается очень ранняя специализация. Из ребенка сразу стараются сделать хоккеиста, но он должен быть, в первую очередь, атлетом. Ребенку надо заниматься не только катанием, но и, например, легкой атлетикой. Он сначала должен учиться управлять своим телом, чувствовать его. Правильные движения надо в первое научиться выполнять на земле, и для неокрепшего организма это намного проще.

- Многие говорят о перетренированности современных детей. Хоккеист может проводить по несколько тренировок в день - в школе, на подкатках.

- Да, я вижу, насколько сейчас тяжелый режим дня у детей. Родители-то устают от подобного графика. Ребенок очень рано просыпается и едет на утреннюю тренировку или подкатку. Потом он отправляется в школу, а по пути что-то быстро кушает, пытается доделать уроки. Дальше опять на какую-то тренировку. Возвращается домой поздно. Конечно, усталость накапливается. Ребенок получил нагрузку на основной тренировке, а потом на подкатке. Родитель видит, что его сын работает, и думает, что все хорошо. А ребенок не успевает восстанавливаться и получает все новую и новую нагрузку. Происходит накопительный эффект и игрок останавливается в своем развитии - начинает уставать, ошибаться. В итоге родители винят ребенка, что он не выкладывается на играх и тренировках.

Это происходит потому, что родители не разбираются в теме. Например, пришел игрок ко мне на тренировку, и мы занимались укреплением опорно-двигательного аппарата. Такие занятия несильно энергозатратные и дети не потеют. Родители говорят: "Ты почему сухой? Не тренировался что ли?". Они не понимают, какая была нагрузка и для чего она нужна. Приходится им объяснять, что ребенок позанимался качественно. Существует стереотип, что если ты вспотел - значит хорошо потренировался. Поэтому родители начинают водить детей на одну, вторую, третью тренировку, чтобы там их, условно говоря, "убили". Подкатки приносят пользу в том случае, если хоккеист, допустим, подтягивает там технику или катание, проводит неинтенсивную работу.


- Поэтому столько детей заканчивают с хоккеем к выпуску из школы или даже раньше?

- Это одна из причин. Но, на мой взгляд, главная проблема в малом количестве лиг. Выпускается команда - там 23 и больше игрока. Куда им идти? МХЛ - это такое узкое горлышко, куда могут протиснуться единицы. А из МХЛ во взрослый хоккей попадает совсем малое количество игроков. Нет студенческого спорта, а команды ЮХЛ отсутствуют в большом количестве регионов. Есть дети позднего созревания, и после выпуска из школы им негде играть, чтобы окрепнуть, чтобы показать себя.  

- Вы, наверняка, смотрели видео, где тренер учит маленьких хоккеистов боксу. Подобное вообще можно считать приемлемым?

- Главный вопрос - зачем это надо? В хоккее с каждым годом стараются все больше уйти от драк. Поэтому глупо тренировать их у детей. Хотя это может быть лишь единоразовое явление. А на постоянной основе я не вижу никаких плюсов в драках в амуниции.
 
- Может ли вообще ребенок заниматься хоккеем и параллельно ходить на единоборства?
 
- Я ничего плохого в этом не вижу, потому что в единоборствах зачастую бывают функциональные тренировки. Хоккей можно сочетать с другими видами спорта при условии, что правильно распределяются нагрузки.

- Сейчас говорят, что хоккей больше нужен родителям, чем детям. Поэтому часто у детей нет "горящих глаз" на льду. Действительно ли это так?

- Все дети, которые приходят в хоккей, хотят играть. Но тренироваться - нет, им тяжело терпеть, превозмогать себя. Поэтому дети охотнее выберут тренировать дриблинг, чем ОФП. Есть родители, которые приводят детей, которые вообще не хотят заниматься спортом. Однако через года три-четыре у них появляется свой интерес. Задача тренера - не "запустить" таких игроков, чтобы они не уступали другим хоккеистам в команде.
"В нашем детском хоккее все очень печально с ОФП"

- Насколько сильно в плане ОФП мы отстали от Канады, США? Или, может быть, уже догоняем их?

- Сейчас в наш хоккей приезжает много иностранных специалистов, а наши учатся новым знаниям, понимают, какой должна быть нагрузка. Но в  детском хоккее, на мой взгляд, все еще очень печально. Тренеров по ОФП в хоккейных школах мало - их количество можно пересчитать по пальцам. Обычно приглашают специалиста на сборы или этим занимается второй тренер, который дает те упражнения, которые ему давали во время карьеры. Все зависит и от возраста детей. Маленьким детям нужен, скорее, тренер по акробатике, развивающий координацию. А с 12 лет игроков должен уже функционально готовить специалист. У нас в "СКА-Стрельне" работают три разноплановых тренера, что позволяет лучше подготовить игрока к профессиональной карьере.

- Говорят, в системе СКА уникальные условия.

- В СКА хорошие условия, возможно, лучшие в стране. "Хоккейный город" - это шикарное место для подготовки. В нашей школе "СКА-Стрельна" есть большой игровой зал, зал для хореографии, бросковая зона, лед - большой и два маленьких. Надеюсь, появится и свой интернат. Хотя, например, Академия "Авангарда" может тоже похвастать хорошими условиями.
- Почему, например, из Челябинска многие дети уезжают в Санкт-Петербург?

- Думаю, из-за высокой конкуренции. Школы Санкт-Петербурга участвуют в турнире "Прорыв", где удачно играют. Во-вторых, там создают условия для выпускников - их берут в систему "СКА-1946", "СКА-Варяги". В-третьих, из-за тренерского состава. Хотя хорошие специалисты есть везде. В-четвертых, кто-то из родителей пытается улучшить свои бытовые условия, переехав в Санкт-Петербург.


- Вы лично, как попали в систему СКА?

- Я родом из Челябинска, но уже 15 лет живу в Санкт-Петербурге. Я профессионально занимался легкой атлетикой, но в детстве жил рядом с ледовым дворцом "Мечел" и мечтал играть в хоккей, однако один из моих родителей был против. Но все равно я всегда любил этот вид спорта. Два моих младших брата занимаются хоккеем и играют в системе "Трактора". Я постоянно тренировал их летом, потом начал заниматься с другими детьми и работать на сборах. Меня заметил один из тренеров школы, и директор "СКА-Стрельны" тоже оценил мою работу. Потом от них мне поступило предложение и я начал свою работу, появились результаты.

- В команде 2006 г.р. вы работаете со знаменитым тренером Валерием Афанасьевым, воспитавшим многих известных игроков - Мельничука, Алтыбармакяна, Кныжова…

- Когда я начал с ним работать, я расстроился, что мои братья не 2006 г.р. У него команда - это семья, и редко где в детском хоккее это можно увидеть. Все это идет от главного тренера, он для детей как папа. Афанасьев требует от хоккеистов строгости к самим себе - не только на площадке, но и в жизни. Все игроки всегда одеты в командную атрибутику. Все хорошо учатся. Все вежливы и всегда говорят "здравствуйте" и "спасибо". Также он уделяет большое внимание технике катания и владения шайбой, тактике, разбору игры. Тренер старается дать все лучшее детям, но при этом вкладывает в них страсть к победе. Если бы во всех наших школах было так же, российский хоккей был бы на совсем другом уровне. Неудивительно, что многие его хоккеисты уже играют в КХЛ и НХЛ.

- С профессионалами вы тоже занимаетесь?

- Летом - да. Когда они предоставлены сами себе. Во время сезона у меня такой возможности нет. В этом году я работал с Михаилом Мальцевым, который сейчас играет в "Нью-Джерси", с защитником "Спартака" Андреем Зубаревым, плюс с игроками команд МХЛ "СКА-1946", "СКА-Варяги", "Динамо" Санкт-Петербург.

- Что для вас лично работа с детьми? Вдохновляет ли она?

- Этим летом я занимался с профессионалами, которые готовились к сезону. И один из хоккеистов спросил, с кем мне больше нравится работать - с профессиональными игроками или с детьми. Я ответил, что с первыми, потому что с ними можно уже заниматься более серьезными вещами. Но меня не отпускал этот вопрос и я начал думать, почему я получаю удовольствие от работы с детьми. И понял - потому, что ты не только их тренируешь, но и воспитываешь, закладываешь в них человеческие качества, жизненные ценности.


Источник фото:

Комментарии Правила

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают