Современный хоккей – это математика. Гид по основным хоккейным формулам

Рассказываем, как рассчитываются базовые статистические значения.



Ян Голубовский, работавший с 2018 по 2020 год генеральным менеджером "Торпедо", в интервью нашему сайту сказал, что цифры для хоккея - это важно, но они не учитывают всего понимания игры. С ним можно согласиться. Хоккей до сих пор тяжело просчитать, но с продвинутой статистикой это хотя бы стало реальней сделать. Мы решили показать Вам наглядно, как рассчитываются основные хоккейные показатели.
Базовые значения

Гол и передача. Как хоккеист получает результативный балл вы все наверняка знаете, но, пожалуй, проясним. Если игрок отдает передачу или забрасывает шайбу, то получает один балл. С передачами немного сложнее, так как учитываются два ассистента - тот, кто отдал непосредственно последнюю передачу перед взятием ворот (праймер ассист) и тот, кто отдал передачу до этого - второстепенный. В ассистентах может быть указан и один игрок, а может и никто, если хоккеист забил без помощи партнеров.

%Реализации, большинство и меньшинство. Процент реализации бросков, а также нейтрализации меньшинства и реализации большинства исходят от количества попыток и непосредственного взятия ворот.

К примеру, "Йокерит" в плей-офф-2020 бросил по воротам соперника 184 раза, 24 из них стали успешными. %Р = (100*Количество заброшенных шайб)/броски по воротам противника. %Р - это процент реализации. Получаем, что %Р=(100*24)/184= 13,04%. Также КХЛ учитывает реализацию дома и в гостях (все по этой же формуле).

Большинство делается по такому же принципу. "Йокерит"в этом плей-офф 22 раза играл в большинстве, из этих 22 раз забросил только 5 шайб. %Б (реализация большинства) = (100*кол-во заброшенных в большинстве шайб)/ кол-во игр в большинстве. Отсюда %Б = (100*5)/22= 22,7%

Процент нейтрализации меньшинства рассчитывается по формуле - %М= 100%-процент большинства реализованных соперниками. Большинство реализованное соперниками = (100*пропущенных в меньшинстве шайб)/количество преимуществ, полученных соперниками. "Йокерит" удалился 26 раз в Кубке Гагарина. За грубость соперник наказал финнов всего 3 раза. Большинство реализованное соперниками "Йокерита"= (100*3)/26= 11,5%. %М=100%-11,53854615% (округляем до 11,5%) = 88,4615385% - округляем до 88,5%.


%ОБ и КН. Для вратарей самыми важными статистическими факторами являются - процент отраженных бросков (%ОБ) и коэффициент надежности (КН). Процент отраженных бросков рассчитывается по формуле = (100*кол-во отраженных бросков)/ общее кол-во бросков.

Вратарь СКА Магнус Хелльберг в этом плей-офф отразил 85 из 87 бросков. Его %ОБ= (100*85)/87= 97,7011494% - округляем до 97,7%.

Коэффициент надежности - это просто количество пропущенных шайб за 60 минут игры. Он рассчитывается с помощью формулы = (60*кол-во пропущенных шайб) / на общее время на площадке за все матчи. Разбираем на примере того же Хелльберга, который пропустил две шайбы и отыграл на площадке 173,27 минут.
КН=(60*2)/173,27=0,69256074 - округляем до 0,69.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Pre-season 💥🃏

Публикация от Magnus Hellberg (@hellberg45)



Многие аналитики не считают данные показатели объективным. И в ход идет сравнение уровня вратаря по этим двум показателям в соответствии со всей лигой. Для этого подсчитываются все броски в створ ворот, все отраженные вратарями броски и все пропущенные шайбы в чемпионате.

По моим подсчетам в сумме за регулярный чемпионат-2019/2020 МХЛ было нанесено 66276 бросков по воротам, пропущенных шайб - 5985, отраженных бросков - 60291. Таким образом процент %ОБ в лиге=90,96%, а КН=2,8.
С помощью этого общего знаменателя аналитики и тренеры могут сравнить - выступал ли их вратарь на уровень выше или же ниже среднего в Лиге.

Если у вратаря процент меньше среднего в Лиге, то это означает, что у клуба, в первую очередь, проблемы в обороне.Необходимо проанализировать, как именно голкипер пропускал шайбы, если это постоянные выходы один в один или же броски из слота без помехи, то голы - вина оборонцев. Если к защите нареканий у тренерского штаба нет - только тогда можно предъявлять претензии самому вратарю.

Вообще подсчитывание любого показателя за 60 минут - универсальная схема. С помощью данного этапа можно посмотреть среднее количество, к примеру, силовых приемов хоккеистов и отталкиваться, кто и как ведет себя в борьбе. Чем больше команда проводит времени с шайбой, тем меньше у нее будет силовых приемов.

Также стоит учитывать, что лидеры (те, кто дает результат в плане набранных очков) редко идут в силовую борьбу. На молодежном уровне, как по мне, параметры (силовые приемы и блокированные броски за 60 минут) могут показать, кто в будущем из нападения способен стать добротным чекером.

"Плюс-Минус". Этот показатель сделан, чтобы наглядно продемонстрировать насколько игрок полезен в команде. Все очень просто: если хоккеист находился на льду во время заброшенной шайб - получает "+", если его команда пропустила, когда он также находился на площадке, то получает "-".

Конечно, в этом правиле есть исключения. "Плюс" начисляется только в том случае, если команда забросила в равных составах или в меньшинстве, а "Минус" - если шайба пропущена также в равных составах или, когда клуб играл в большинстве. Если вратаря заменил шестой полевой игрок, то это не идет в показатель полезности.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

😊

Публикация от Nail Yakupov (@nailer1064)



Часть продвинутой статистики

Xg. Xg - своеобразный параметр, который учитывает вероятность взятия ворот. Компьютер на основе формул (алгоритма) определяет вероятность гола, учитывая дистанцию, помеху вратарю, позицию игрока и так далее. Из этих вводных каждому нанесенному броску по воротам присуждается балл от 0 до 1.

Возьмем в пример условный бросок от своей синей линии, где вероятность взятия ворот будет примерно 1%. Компьютер присуждает за такой бросок 0,01. Если хоккеист бросает по воротам без помехи из слота, то вероятность шайбы равна 30% - компьютер ставит 0,3 балла (прим. - все цифры взяты условно). То есть, в процессе матча клубы набирают определенное количество баллов. С помощью этого показателя можно посмотреть, какая команда владела преимуществом.

Однако, у этого показателя есть свои минусы. Во-первых, он не учитывает моменты, если игрок не попал по шайбе - то есть, за опасный момент идут только броски в створ ворот (или в сторону ворот). Во-вторых, для того, чтобы предугадывать матчи с максимальной правильностью и минимальным разбросом - Xg нужно более 30000 игр. Выборка за сезон в хоккее крайне мала, так как у клуба 62 матча в регулярном чемпионате и несколько в плей-офф (максимум 28).  К тому же, все может зависеть еще от смены тренера, тактики и так далее.

POD и процент количества бросков в створ с двух сторон. Этот показатель считается лучше, нежели Xg. Логика весьма простая - чем больше команда наносит бросков по воротам противника, тем больше у нее шансов выиграть матч. PDO выступает неким коэффициентом удачи. В идеале PDO должен быть 100%, если он превышает это значение, то команду считают везучей. Если нет, то наоборот.

PDO рассчитывается банально = БВ% (процент реализованных бросков командой) + ОБ% (процент отраженных командой бросков). К примеру, "Бостон" реализовал 10,1% от своих бросков. Процент отраженных бросков у "Мишек" равен 92,45%. Отсюда получаем POD, который равен 102,55%.

Процент количества бросков в створ с двух сторон (БВЗ%) определяется так: ((БВЗ/(БВЗ+БВП)*100. БВЗ - количество бросков, нанесенных командой. БВП - броски по воротам, нанесенные противником. "Бостон" нанес 3036 бросков, а по их воротам - 2940. Отсюда выходит, что БВЗ% = ((3036/(3036+2940))*100 = 50,8%. Также стоит отметить, что обычно эти два показателя высчитываются за определенные игровые периоды времени, например, каждые пять матчей, чтобы проанализировать ситуацию.


Corsi и Fenwick. Чем-то эти показатели похожи на "плюс/минус", однако, во внимание берутся броски в створ ворот игрока и противника, когда хоккеист находился на льду. В ходе вычисления берутся все броски.
 
Corsi наглядно показывает, как хоккеисты владеют шайбой и, что представляет из себя команда, когда конкретного игрока нет на площадке. Данный показатель берется в игре при равных составах - 5 на 5, 4 на 4 и 3 на 3. На сайте НХЛ есть показатели только при игре 5 на 5, поэтому будем отталкиваться от этого. Существует несколько типов Corsi:

1. Corsi-For - броски нанесенные командой или броски конкретного игрока (без учета партнеров по звену и так далее). Берем данные на примере Артемия Панарина. Его Corsi-For равен 1066

2. Corsi-Against - броски нанесенные соперником по воротам клуба, когда конкретный хоккеист находился на площадке. У Панарина он равен 1050

3. CF% - вид Corsi, который составляет Corsi-For от суммы  Corsi-For и Corsi-Against в процентах. То есть CF%= (Corsi For/(Corsi For+Corsi Against))*100. У Панарина значения равны 1066 (Corsi - For) и 1050 (Corsi - Against). То есть, его CF%= (1066/1066+1050)*100 =50,3%


4. CF60 и CA60 - те же два первых показателя, только за 60 минут игрового времени. CF60 и CA60 рассчитываются по  формуле: CF60 = (CorFor*60)/на игровое время общее. CA60 = (CorAga*60) / общее игровое время. Так как мы сразу сказали выше, что рассматриваем игру 5 на 5, то общее игровое время Артемия в равных составах - это 1162,43 минут. В это параметре есть погрешность, так как броски у нас засчитываются, когда клубы играют 5 на 5, а время на льду - когда Артемий играл в равных составах. Для наглядного примера - CF60 = (60*1066)/1162,43 = 55,02. CA60 = (60*1050)/1162,43 = 54,19

5. Corsi On - разница Corsi между CF60 и CA60. Отсюда следует, что COn= CF60-CA60. У Панарин получаем разницу +0,83. Это разница между бросками по воротам "Рейнджерс" и бросками самих "Синерубашечников" за 60 минут, когда Панарин находится на площадке.

6. Corsi Off - все тоже самое как и CorsiOn, только отражает значение бросков, когда заданного игрока нет на площадке. Более простыми слова - подсчитываются все хоккеисты без учета Артемия по той же формуле, что была выше.

7. Relative Corsi - разница Corsi On и Corsi Off. Этот способ объективно измеряет эффективность владения шайбой с учетом разницы в Corsi, когда игрок на площадке и его нет.

Fenwick - тоже самое, что и Corsi только без учета заблокированных бросков.

К счастью, это отнюдь не все аспекты.Существует еще куча параметров, таких как Xp, XGa, а также одни из самых значимых структур прогрессивной статистики - QoC, OZS и QoT.
Источник фото: Официальный сайт СКА
рейтинг: 5.0 из 5
голосов: 5

Комментарии Правила

Сейчас обсуждают