17:00
Барыс - Динамо Мн
-:-
19:30
Витязь - Лада
Не начался
-:-

Ракетка Малкина и кровать Кошечкина

Ажиотаж вчерашнего дня, достигший апогея уже к семи часам вечера, не шел ни в какое сравнение с тем, что творилось в окрестностях Ходынки в предыдущие дни. Российские болельщики явно жаждали увидеть очередную расправу. На этот раз - над Украиной. В том, что может выйти иначе, не сомневался, похоже, никто.
 
Я же вспомнила, как пять лет назад на чемпионате мира в Гетеборге мы точно с такими же чаяниями ждали российско-украинского поединка. А накануне его главный тренер Борис Михайлов вдруг сказал: \"Думаю, наиболее сложной задачей для нас в этой встрече станет психологически настроить команду на борьбу\".
 
Словам, естественно, журналисты не придали значения. Но сутки спустя Россия едва спаслась от поражения, сравняв счет в самом конце игры.
 
В минувшую субботу на базе нашей сборной в Серебряном Бору тренер команды Сергей Немчинов сказал мне примерно то же самое, что в свое время Михайлов:
 
- Сильные команды обычно склонны недооценивать соперника, который кажется им заведомо слабым. А перестроиться по ходу игры бывает очень тяжело. Нужно помнить, что команды всех бывших республик играют сейчас против России с двойной энергией. Вспомните олимпийский матч российской сборной в Турине с Казахстаном, который закончился со счетом 1:0. Много было и таких случаев, когда играли \"гол в гол\" и не могли выиграть. Поэтому самое важное - настроить команду на борьбу.
 
Недооценка соперника - страшная вещь. Еще одно воспоминание о Гетеборге - матч Японии с Чехией: японцы, разгромленные в первом поединке того чемпионата Германией со счетом 2:9, по ходу игры дважды вели в счете, чем довели одну из сильнейших сборных и главную ее звезду Яромира Ягра до истерики. Таким образом, матч подтвердил старую истину про незаряженное ружье. Которое вполне способно однажды выстрелить. Как правило - в самый неподходящий момент.
 
Ну могли ли дисциплинированные финны предположить перед приездом в Москву, что в пятницу украинцы навяжут им игру, лишенную какой бы то ни было логики? Наверное, именно так должен был чувствовать себя шахматный суперкомпьютер Deep Blue (если бы он мог чувствовать), когда Гарри Каспаров принялся делать совершенно идиотские с точки зрения шахматной логики, а потому крайне затруднительные для компьютерного понимания ходы. Украинцы беспорядочно и неточно пасовали, отбивали шайбу черт знает куда всеми мыслимыми и немыслимыми способами, размахивали клюшками, и вся эта суета мало того, что заставляла финнов бегать взад-вперед по площадке, теряя неимоверное количество сил, так еще и требовала предельной концентрации. Инициативу они все-таки перехватили, но окажись у украинцев не так много нарушений, еще неизвестно, каким мог бы оказаться итоговый счет.
 
Так же самоотверженно желто-голубые ринулись в бой вчера. И первый же гол, забитый в ворота России спустя четыре минуты после стартового свистка, заставил всерьез испугаться: \"Неужели все-таки недооценили? Неужели история пятилетней давности может повториться?\"
 
Испуг был недолгим. К концу второй двадцатиминутки при счете 5:1 можно было смело утверждать: игра сделана.
 
Наверное, из суеверия следует написать, что две первые и совершенно блистательные российские победы на Ходынке не значат ничего. Что главные битвы - впереди и невозможно предугадать, как станут разворачиваться события. Но почему-то ужасно хочется верить, что с финальным свистком или чуточку позже вчерашний матч был точно так же выброшен нашими игроками из головы, как и первый. И что завтра у тринадцати с лишним тысяч зрителей в очередной раз от восторженного ора сядут голосовые связки. В конце концов, болельщики приходят на Ходынку именно за этим.
 
ЗАКОН ВЫЖИВАНИЯ
 
\"Скажите честно, вы принимали во внимание фамилию игрока, прежде чем назначить его капитаном?\" - спросила я в Серебряном Бору Вячеслава Быкова. \"Это было одним из факторов\", - честно признался главный тренер.
 
Ничего не поделаешь: чем выше цель, тем суевернее становятся те, кто к ней идет.
 
Нетрудно представить, сколько болельщиков молили в пятницу на трибунах \"Ходынки\" и перед экранами телевизоров: \"Миленькие, забейте еще хотя бы шайбочку! Ну зачем нам эти 8:1, а?\". Воспоминания о Питере-2000, выжженные каленым железом в памяти любого хоккейного болельщика, оставили в силу итогового результата куда более сильный след, нежели Гетеборг-2002. А ведь и в Швеции были те же самые 8:1 в первом российском матче со Словенией, а в итоге - серебро.
 
Субботний визит в Серебряный Бор, где специально для журналистов был устроен день открытых дверей, дал четко понять, что тренерский штаб прекрасно помнит о еще одной малоприятной примете. А именно - о том, что ни одна страна-хозяйка не становилась за последние 20 лет чемпионом. И делает все возможное, чтобы исключить традиционную причину.
 
Причина эта проста. \"Перегореть\" в родных стенах куда проще, чем где бы то ни было. Слишком велики напряжение и ответственность. Как и желание создать болельщикам праздник. И это невольно заставляет полностью выплескивать эмоции даже в самых незначительных, ничего не решающих матчах. Казалось бы, ну в чем доблесть - выиграть в пятницу у Дании или вчера у Украины? Однако запредельно-децибельный рев трибун, сопровождающий каждый результативный маневр российской команды что в первый день чемпионата, что в третий, рождал ассоциации как минимум с финалом Олимпийских игр. При том, что такая вот народная любовь подразумевает и обратную реакцию. Стремление к подвигу, когда этот подвиг совершенно ни к чему.
 
В истории хоккея был, пожалуй, единственный случай, когда нервы команды-хозяйки были сожжены не любовью, а ненавистью. Накануне гетеборгского чемпионата во всей Швеции, казалось, не было человека, способного простить своей сборной поражение от белорусов на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити: слишком свежими, а потому болезненными были воспоминания. Начиная с самого первого матча мирового первенства хоккеисты лезли из кожи вон, изо всех сил стараясь вернуть себе народное уважение. И эмоционально иссякли на финишной прямой.
 
В субботу мы разговаривали с тренерами россиян именно об этом. Как не сгореть в адской топке. В разгар беседы Быкову позвонил четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов. Поддержать, пожелать успеха. Наверное, поэтому, когда телефонный разговор был закончен, мы с Вячеславом вспомнили события олимпийской Атланты-1996. То, как под свист, рев, топот и ненависть, излучаемую тысячами американцев, Попов выходил на старт. А после второй победы признался: \"Странное ощущение. Я слышал все, что творится вокруг. Но одновременно меня не покидало ощущение, что все это происходит не со мной. Что я нахожусь в каком-то коконе, где есть только одно: цель - и четкое понимание того, как ее добиться\".
 
- Создать такой кокон вокруг себя способен лишь профессионал высокого уровня, - неожиданно заметил Быков. - Который знает, что и как он должен сделать, чтобы отрешиться от всего постороннего. Поставить своего рода барьер, чтобы ничто не мешало работать, как бы ни шумел зал. Вибрацию трибун чувствуешь постоянно. И она, естественно, передается. Но когда команда сконцентрирована, то возникает парадоксальное явление: несмотря на рев трибун, игроки продолжают слышать друг друга...
 
Собственно, к этому мы и стремимся, - продолжил Быков. - Я ожидал, что реакция зрителей окажется именно такой. Совершенно очевидно, что наш народ сейчас консолидируется вокруг спорта. Идея патриотизма, возможно, и сводится для многих к тому чтобы быть рядом с командой. Я всегда считал наивысшим проявлением поддержки, когда трибуны в трудный момент начинают не свистеть, а скандировать: \"Россия!\". И я услышал это в пятницу когда нам забили первый гол.
 
ШТАБ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ
 
- Но вы же не можете не понимать, что между нормальной радостью и не поддающейся контролю эйфорией - очень тонкая грань. Что команду нужно постоянно контролировать. В чем-то сдерживать, вовремя гасить эмоции...
 
- Погасить их сразу невозможно, - ответил Быков. - Но нужно это сделать как можно быстрее после матча. Чтобы эмоции не захлестнули. Это мы постоянно контролируем. Задача всего тренерского штаба - быть антеннами. Локаторами, способными уловить любые изменения. Чувствовать ситуацию и быть способными мгновенно реагировать.
 
- Зачем же тогда нужно было устраивать день открытых дверей после того, как чемпионат начался?

 
- Ребята должны проходить и такие испытания. Должны учиться. В том числе - и нормальному общению с прессой, нормальному восприятию того, что о них пишут. Нас периодически словно лбами пытаются сталкивать: кто что сказал, как сказал, что имел в виду.. В любом коллективе, в любой семье можно найти что-то такое, чтобы зацепиться, раскрутить конфликт, стравить людей между собой. Но не получится. Потому что мы любим эту команду. И не позволим никому ее разрушать. Нужно, чтобы и сами ребята понимали это. Чтобы умели говорить - и отвечать, если надо. Раньше ведь с нами вообще никто не говорил. Помню, в 1986-м (как раз тогда, когда хозяева в последний раз стали чемпионами!) мы были закрыты ото всех в Новогорске, изолированы от какого бы то ни было общения. Возможно, это приносило результат, но сейчас так нельзя. Мы заведомо сделали встречу с журналистами утром - до тренировки. Чтобы осталось время на работу с командой. К тому же все прекрасно понимают, что матч с Данией или Украиной - это не выход в финал. Так что никакой эйфории нет.
 
СЧАСТЛИВЫЙ КАПИТАН
 
Гуляя по территории отеля в субботу и беседуя с тренерами (сначала - с Быковым, затем - с Сергеем Немчиновым и Игорем Захаркиным), я пыталась понять: что именно отличает (и отличает ли) их команду от сборных-предшественниц. Несмотря на демократичность мероприятия, четко чувствовалось: за каждым действием тренеров стоят расчет и дисциплина.
 
- У нас в команде нет спортивных психологов, - заметил Быков. - Так что и эта роль легла на нас. Возможно, в большей степени - на Игоря (Захаркина. - Прим. Б.В.). Во всем, что касается психологии, он настоящий профессионал...
 
Идея назначить капитаном команды Петра Счастливого - игрока, тише которого в обычной жизни не разговаривает в сборной ни один человек (что выяснилось на первой же минуте пресс-конференции), принадлежала, похоже, именно Захаркину.
 
- В России многое берется \"горлом\", - заметил он. - Это, если хотите, специфика русского характера. Но я считаю, что капитану совершенно незачем кричать. Помните, как в матче с датчанами Харитонов не глядя отдал пас назад? Когда он оказался на скамейке, Счастливый очень спокойно, но очень убедительно сказал ему: \"Не делай так больше никогда\". И ведь тот сразу все понял!
 
Капитан - это не просто человек, который носит повязку. А тот, кто умеет разговаривать с людьми. И не только на хоккейные темы.
 
В субботу многие темы, действительно, были не хоккейными. Сосед Счастливого по комнате - двухметровый Василий Кошечкин - переживал по поводу кровати, на которой никак не умещается в полный рост, и над нашим вратарем по этому поводу подтрунивали все остальные. Овечкин и Кулемин азартно рубились в настольный теннис, одновременно давая интервью. Малкин развлекался игрой в бадминтон.
 
- Самое важное для нас, чтобы ребята как можно быстрее нашли игровое взаимодействие, - продолжал Захаркин. - В каждой спортивной дисциплине есть какие-то специальные сложные упражнения, направленные на повышение функциональной готовности, на налаживание тактических взаимосвязей, но есть и некая основа, общая для всех видов спорта. Двигательные качества, как и взаимодействие, прекрасно развиваются через любую игру. Даже самую простую. Более того, это одновременно снимает любую нервную нагрузку. Заставляет как бы вернуться в детство. Забыть обо всем, кроме того, что они - команда.
Источник фото:

Комментарии Правила

Интересные материалы

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают