10 причин моей ненависти: по разные полосы хайвэя 401. Часть I

AllHockey.Ru продолжает цикл материалов о самых непримиримых противостояниях команд Национальной Хоккейной Лиги. Сегодня речь пойдет о соперничестве "Торонто" и "Детройта".

У представителей "Оригинальной шестерки" между собой особенные счеты. Это долгие по временным рамкам зарубы со своими историями, легендариумом и даже философией. Зачастую их противостояния называют за океаном "спящим соперничеством" - вот они вроде бы успокоились за столько-то лет взаимной ненависти, отношения более-менее устаканились, но легкая, едва уловимая искра (назовем ее первым пришедшим на ум именем – например, Майк Бэбкок) способна вновь разжечь пламя старой вражды.

Мы приглашаем вас на Королевскую трассу 401, известную еще и как "Шоссе Онтарио" - 90 лет назад здесь зародилась одна из старейших клубных битв мирового хоккея.  




Француз Антуан Ломе основал форт Детройт дю лак Эри (буквально – "Пролив озера Эри") для того, чтобы торговать пушниной. Детройт оставался канадским, а точнее, франко-канадским поселением до конца XVIII века, пока не перешел к США. Франко-канадцы, мечтавшие остаться в Канаде, переплывали через реку (она тоже называется Детройт), оказывались среди родной кленовой рощи и селились в первом же населенном пункте, подвернувшимся на пути – им оказывался Виндзор, канадская провинция Онтарио. Таким образом, в Виндзоре и нескольких маленьких городках вокруг него сложилась уникальная ситуация: местные франкофоны никак не хотели саппортить "Торонто", главной команде провинции Онтарио, и в концепции support local team выбирали "Детройт" – поскольку, и корни оттуда, да и "Монреаль" не так близко.

Более того, Детройт-Виндзор со временем сложился в неофициальную международную трансграничную агломерацию. Американская молодежь каждые выходные гоняет через реку, чтобы купить алкоголь (в США он продается с 21 года, в благословенном Виндзоре – с 19 лет); канадская едет в обратном направлении, дабы насладиться ночной жизнью; а жители постарше из обоих городов пытаются играть на сложных котировочных сессиях канадского доллара: в общем, всем тут друг до друга есть дело.



Соперничество между "Торонто Мэйпл Лифс" и "Детройт Ред Уингз" зачастую обозначают цифрами "401" (традиционно, в Северной Америке говорят "четыре – ноль – один"), что является номером хайвэя, но коем располагаются оба города. На самом деле, это канадский хайвэй, и на территорию США он не забирается вообще, финишируя на юге в том же самом Виндзоре. Впрочем, это уже частности.

Впервые команды встретились между собой в январе 1927-го года, причем, "Детройт" в ту пору строил новый каток, поэтому проводил домашние поединки в… Виндзоре, на "Виндзор Арена". "Виндзор Арена", окончательно снесенная в 2014-ом году, своим внешним видом более всего напоминала амбар, поэтому, собственно, так ее все и называли. Хоккеисты "Торонто" оказались шокированы холодным приемом винздзорских болельщиков. "Создавалось ощущение, будто бы мы приехали в Монреаль!" - отмечала пресса главного города провинции Онтарио.

Таким образом, отношения между "Красными крыльями" и канадской командой не заладились сразу же после первой игры.   



В 1930-ом году, уже на новенькой арене "Олимпия", "Детройт" оглушил "Торонто" с неприличным счетом 10:1 ("Кленовые" отомстят через 41 год – 13:0 на "Мэйпл Лиф Гарденс"), а в 1936-ом году команда из "Города моторов" выиграла свой первый Кубок Стэнли. Жертвой в финале, как нетрудно догадаться, пал "Торонто", а еще обиднее для "Листьев" то, что победный для "Ред Уингз" поединок серии проводился в Онтарио.

В 1940-ом году соперники, уже успевшие стать непримиримыми, сошлись в полуфинале Кубка Стэнли. Во второй игре защитник "Торонто" Рудольф Кампман хитанул вингера "Детройта" Сесила Диллона – да так, что последний не смог покинуть лед без посторонней помощи. Вскоре Ред Хорнер ("Торонто") и Алекс Моттер сошлись в кулачном поединке, столь эпичном, что разнимали их не судьи, а наряд полиции, а под шумок Дон Гроссо ("Детройт") выкинул за пределы площадки Хэнка Гольдупа: игрок "Торонто" болезненно приземлился на цементный пол. По окончании поединка на Джека Адамса, знаменитого наставника "Красных крыльев", напал разъяренный болельщик "Торонто": это происходило на фоне драки между Редом Хорнером и Джимми Орландо, длившейся невероятные десять минут. 



А затем настал черед великого финала Кубка Стэнли-1942, первой решающей серии плей-офф, чей победитель определялся в семи поединках. Для начала "Детройт" одержал три виктории кряду, после чего, в общем-то, резонно начал готовиться к празднованию. Четвертый матч серии состоялся в Мичигане, и ко второму периоду хозяева льда вели со счетом 2:0, однако хоккеисты "Торонто" сумели героическими усилиями переломить ход поединка, а у представителей "Детройта" начался нервный мандраж, перешедший в совершенно необъяснимые поступки.

Удаленный Эдди Варез демонстративно отказывался покинуть лед, а после игры (4:3 в пользу "Торонто") прославленный Джек Адамс ударил в лицо рефери Мэла Харвуда. Возмущенная детройтская публика (многие заранее заказали шампанское, а большинство уже успело его употребить) забросала игровую площадку арахисом и даже несколькими дамскими туфельками – женщины в ту пору как раз начинали посещать матчи Национальной Хоккейной Лиги, был такой модный тренд в больших североамериканских городах.

Руководящий состав НХЛ, присутствовавший в "Олимпии", покидал дворец спорта в сопровождении полицейского эскорта.  



Пятая игра серии, состоявшаяся в Торонто, стала переломной. "Ред Уингз", уже практически взявшие Кубок Стэнли, потеряли импульс, к тому уже ими не мог руководить Адамс, дисквалифицированный на неопределенный срок. "Торонто" выиграл дома 9:3, затем в гостях 3:0, сравнял счет в серии 3-3 – так и настал черед решающего седьмого поединка, который проходил в Канаде.

Впервые в истории канадского хоккея на игру пришли свыше шестнадцати тысяч человек – непонятно как, но в "Мэйпл Лиф Гарденс" затесались 16.218 зрителей. Люди, сидевшие в проходах, решительно отказывались покидать "места", а один из болельщиков, которого пыталась вывести полиция заявил: "Можете расстрелять меня прямо здесь, но я все равно никуда не уйду".

Хоккеисты "Торонто" победили в тот вечер со счетом 3:1, и стали единственной командой в истории североамериканского… нет, не хоккея, а спорта вообще, - которая выиграла главный трофей в своей лиге, уступая по ходу финальной серии со счетом 0-3.

С тех пор этот хоккейный подвиг в Кубке Стэнли повторили только три команды, но никогда больше этого не случалось в финале.

Окончание следует…


Другие материалы из цикла "10 причин моей ненависти":

"10 причин моей ненависти: Матерь всех битв", часть I

"10 причин моей ненависти: Матерь всех битв", часть II
Источник фото:

Комментарии Правила

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают