19:00
-:-

10 причин моей ненависти: побоище на реке Гудзон

AllHockey.Ru продолжает цикл материалов о самых непримиримых противостояниях команд Национальной Хоккейной Лиги.

Агломерация Нью-Йорк/Нью-Джерси является второй самой крупной в мире после Токийской. Арены, на которых играют клубы, о которых пойдет речь, отделяет друг от друга всего ничего – водный массив Мух-хе-кун-не-тук, как называли его индейцы из племени могикан. 


Но белый человек, заселивший эти земли, предпочитает короткие названия и емкие определения.

Наше сегодняшнее повествование – о двух врагах, расположившихся на противоположенных берегах реки Гудзон.



КЛУБ: "Нью-Йорк Рейнджерс" - "Нью-Джерси Девилз"

ДИСЛОКАЦИЯ: Нью-Йорк, Нью-Йорк, США - Ньюарк, Нью-Джерси, США

РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ГОРОДАМИ:
14 км - 14 км

СТОЛКНОВЕНИЯ В ПЛЕЙ-ОФФ: 6, 4-2 - 6, 2-4

ПОБЕДЫ В КУБКЕ СТЭНЛИ: 4 - 3 

В 1982 году родившийся в Нью-Джерси предприниматель Джон Макмаллен, являвшийся владельцем бейсбольного клуба "Хьюстон Астрос", приобрел хоккейную команду "Колорадо Рокиз". Этот клуб изначально базировался в штате Миссури и был известен под названием "Канзас-Сити Скаутс", а уже затем отправился в Колорадо. Как бы не называлась эта команда и где бы не играла, это был суператусайдер, абсолютный андердог Лиги, ни разу не квалифицировавшийся в плей-офф Кубка Стэнли и не пользовавшийся популярностью ни в Канзас-Сити, ни в Денвере. Команду называли "безнадегой", а ее хоккеистов – "мертвецами".

Переезд в Нью-Джерси выглядел на самой лучшей идеей, так как Макмаллену пришлось платить контрибуции "Рейнджерс", "Айлендерс" и "Флайерз", ближайшим географическим соседям – так принято в НХЛ. Клуб изначально базировался в Ист-Ратерфорде, а с 2007 года – в Ньюарке, но, с географической точки зрения, это всего лишь близкие друг к другу районы Нью-Йорка, хотя и относящиеся к другому штату. Команду назвали "Нью-Джерси Девилз", в честь мифического Дьявола из Джерси, местной городской легенды. "Дьяволы" оставались аутсайдером до назначения на пост президента Лу Ламарелло, которое произошло в 1987 году. Через несколько месяцев Ламарелло сам себя назначил и на пост генерального менеджера, который он занимал рекордные для НХЛ 28 лет.
Именно этому человеку и удалось создать конкурентоспособную команду, трижды завоевывавшую Кубок Стэнли.



Режиссер Кевин Смит, создатель Вселенной Джея и Молчаливого Боба, и снявший, кроме всего прочего, "Девушку из Джерси", "Красный штат" и крайне неоднозначный "Бивень", родился в местечке Рэд Бэнк (Нью-Джерси) и всю жизнь болеет за "Дьяволов". Он так охарактеризовал гудзонское райварли: "Конечно, мы знаем, что наши соперники – это "Айлендерс" и "Флайерз", но ничто не может сравниться с негативом, испытываемом к "Рейнджерс". Я даже не знаю, если честно, чего в этом больше: любви к "Дьяволам" или ненависти к "Синерубашечникам", но одно скажу точно – в синем джерси вам лучше не появляться в нашем штате. Чего мы ходим от "Рейнджерс"? Только одного. Поднять их на вилы".

Мастеровитый канадский голкипер Мартин Бродер, выступавший за "Нью-Джерси" на протяжении 22 лет, в своей биографии без стеснения расставляет акценты: "Да, черт возьми, я ненавижу "Рейнджерс", а что касается Лу Ламарелло, то он ненавидит их до смерти".

Если подобные эмоции захлестывали даже Бродера, родившегося в Монреале (и все мы понимаем, в какой команде он хотел играть с детства), то что уж говорить о коренных обитателях Нью-Джерси? В этом штате живет 9 миллионов человек, и для многих из них "Девилз" сразу же стали главной командой сердца – причем, даже для тех, кого раньше не особенно интересовал хоккей. Почему?

Дело в том, что "Дьяволы" стали единственной (за исключением баскетбольного "Нью-Джерси Нетс", уже переехавшего в Бруклин и называющегося иначе) спортивной командой в системе крупнейших североамериканских спортивных лиг (их 6: НХЛ – хоккей, НБА – баскетбол, МЛБ – бейсбол, МЛС – футбол, НФЛ – американский футбол, и КФЛ – канадский футбол, отличающийся от американского количеством игроков), которая прямо идентифицировала себя со штатом Нью-Джерси. Раньше Нью-Джерси воспринимался всего лишь как скучный придаток Нью-Йорка, но теперь у "Штата садов" появилась своя настоящая спортивная команда. Нужно ли говорить о том, в ком они видели своего главного врага? Все эти нереализованные амбиции, вечное отодвигание на второй план и жизнь на окраине большого и цветущего мегаполиса получили, наконец-то, мощный векторный противовес.

У "Дьяволов" были болельщики (целый штат!) и они отлично знали, кто является их самым главным врагом.    



Наверное, кто-то задастся вопросом, почему спортивная ненависть болельщиков "Дьяволов" не была, так сказать, в пропорциональных долях разделена между "Рейнджерс" и "Айлендерс", а оказалась полностью направлена в сторону "Синерубашечников"? По той простой причине, что хоккейным символом Нью-Йорка всегда выступали именно "Рейнджерс", тогда как "Айлендерс" базируются на острове Лонг-Айленд, своеобразном городе в городе, у которого свои старые счеты с "Большим яблоком" и свое же давнее кусалово.

Уже с самого первого матча между клубами в НХЛ, саппорт "Дьяволов" наглядно продемонстрировал, что вышел на тропу войны. В 1982 году, во время дебютного поединка команд в "Мэдисон Сквер Гарден", фанаты из Нью-Джерси заполнили чуть ли не треть кресел ледовой арены и отмечали любые действия соперника оглушительным свистом. Годом позже "Дьяволы" потерпели сокрушительное поражение от "Эдмонтон Ойлерз" 4:13, и Уэйн Гретцки, набравший в той игре 8 очков (3+5), назвал коллектив из Нью-Джерси "командой Микки-Маусов". Это консолидировало фанатскую армию из "Штата садов" - на домашний матч против "Эдмонтона" они отправились, надев на головы огромные уши в стиле Микки-Мауса, на которых была изображена цифра 99 или надпись "Гретцки". С тех самых пор болельщики "Дьяволов" всегда выступали единым организованным фронтом.

На знаменитые кричалки "Рейнджеров" (следует определенный свист, подготавливающий арену, после чего все громогласно кричат "Let’s go band!" или оскорбляющее лучшие чувства любого болельщика "Айлендерс" - "Potvin sucks!", "Дьяволы" придумали свой ответ, не отличавшийся, впрочем, особенной креативностью. Сектора в Ист-Ратерфорде и Ньюарке имитировали свист "Синерубашечников" после чего заряжали: "Rangers suck!" - не очень изобретательно, зато весело. Кроме того, в Нью-Джерси задумали разбрасывать конфетти перед играми с главным соперником и давить на его голкиперов, беспрестанно выкрикивая их имена. Например, сейчас в "Пруденшал Центре" фанатская армия "Штата садов" раз за разом затягивает: "Хеееенрик! Хеееенрик! Хеееенрик!" - предполагается, что данное действо выведет из себя вратаря нью-йоркской команды, шведского "Короля Хенрика" Лундквиста.      



В 1993 году "Девилз" возглавил Жак Лэмэр, прославленный форвард из второй династии "Монреаль Канадиенс", игравший в тройке, которая вошла в историю под одиозным названием "Династи Лайн" (Лафлер – Лэмэр – Шатт). Используя так называемую "тактику капканов", заключавшуюся в жестком прессинге в средней зоне и быстрых разящих контратаках, новый хэдкоуч создал ту самую силу, с который в НХЛ отныне должен был считаться каждый, и вскоре "Нью-Джерси Девилз" стал позиционироваться в качестве одной из сильнейших франшиз Большого Шоу. Учитывая, что и "Рейнджерс" в ту пору являлся сильным клубом, журналисты стали называть коллективы "Mirror teams" (зеркальные команды), а их соперничество – "Mirror rivalry" (зеркальное дерби). Но данное лингвистическое нововведение относится только к девяностым годам прошлого века, и использовать его сейчас некорректно.

Игра команды Лэмэра многим не нравилась, и саппортеры Лиги при виде выкатывающихся на лед хоккеистов "Нью-Джерси" испытывали примерно те же чувства, что охватывают болельщиков на международных форумах во время поединков сборной Чехии – тоску, муку, желание застрелиться и разорвать билеты в Прагу.  

Впервые в плей-офф Кубка Стэнли команды встретились в 1992 году, когда клуб из Нью-Йорка оказался сильнее в первом раунде, однако, ему потребовалось целых 7 матчей, дабы это доказать. В сезоне 1993/94 "Синерубашечники" взяли Президентский Кубок, набрав 112 пунктов. На счету "Дьяволов" оказалось 106 очков (второе место в Лиге) при замечательной разнице забитых и пропущенных шайб – 306:220. Наряду с "Питтсбургом" (101 балл по итогам "регулярки"), представители агломерации Нью-Йорк/Нью-Джерси считались главными претендентами на победу в Кубке Стэнли. Они предсказуемо сошлись между собой в финале Конференции, а победитель определился в 7 битвах, 3 из которых (в том числе и решающая) завершились только в овертайме.

После пятого матча "Дьяволы" вели в серии 3-2 и проводили встречу №6 в своих адских владениях. Перед игрой капитан "Рейнджерс" Марк Мессье громогласно заявил в прессе, что "Нью-Йорк" одержит победу в шестом матче, благодаря чему в Нью-Джерси царил невероятный ажиотаж. "Мидоулэндс" (в ту пору арена официально именовалась "Брендан Бирн", но, естественно, всем было плевать на меняющиеся коммерческие названия) гнал своих любимцев вперед и беспрестанно освистывал Мессье. После двух периодов хозяева выигрывали 2:1, но невероятный Мессье сдержал обещание, сделав хет-трик в крайней двадцатиминутке: "Рейнджеры" победили 4:2 и перенесли решающий матч в "Эм-Эс-Джи". Седьмой поединок стал дуэлью двух блестящих голкиперов, Мартина Бродера ("Нью-Джерси") и Майка Рихтера ("Нью-Йорк"), которые, как говорят в НХЛ в подобных случаях, "стояли на голове". Благодаря усилиям защитника Брайана Лича ("Самый легендарный "Рейнджер" всех времен", - так скажет о нем Мессье в 2008 году, когда второй номер Лича вывели из обращения в команде "Синерубашечников") хозяева вырвались вперед 1:0, но за 7,7 секунд до финальной сирены левый вингер Валерий Залепукин перевел игру в овертайм, где удачливее себя проявили хоккеисты из "Большого яблока".

Эйвери против Бродера: одно из знаковых личностных противостояний на реке Гудзон.




Игроки "Нью-Джерси Девилз" не могли сдержать слез разочарования в раздевалке.

В ту пору это действительно были "mirror teams". В 1994 году Марк Мессье привез Кубок Стэнли в "Мэдисон Сквер Гарден", а ровно через год памятную чашу впервые в своей истории завоевали "Дьяволы": таким образом, Кубок Стэнли за один календарный год пересек реку Гудзон и находился на каждом из ее берегов.

"Дьяволы" никак не могли обыграть нью-йоркскую команду в постсезоне, и это проклятие было снято только в 2006 году, когда "Нью-Джерси Девилз" являлись уже трехкратными обладателями Кубка Стэнли. Враги сошлись лицом к лицу в плей-офф впервые за 9 лет, и монументальный Мартин Бродер, действующий в необычной гибридной стойке, обеспечил общую викторию клубу из Нью-Джерси со счетом 4-0, капитулировав только четырежды в четырех матчах. В третьем поединке Броди записал на свой счет шатаут, ставший для него 21-м в постсезонах.



Матчи регулярного сезона, в которых встречаются "Нью-Йорк Рейнджерс" и "Нью-Джерси Девилз" всегда характеризуются повышенным уровнем грубости – следствие того, что болельщики, и сами находящиеся на взводе, постоянно "накачивают" хоккеистов. Иногда ко всему этому приплюсовывается еще какой-нибудь дополнительный фактор, например, противостояние известного энхаэловского "агитатора" Шона Эйвери с тем же Мартином Бродером.

На самом деле, это очень мощная вражда, райварли с тридцатилетней историей, и, как говорил Лу Ламарелло: "Оказываясь здесь, вам нужно сделать очень простой выбор, указав на тот берег Гудзона, который вам больше нравится".

И этот выбор делают только раз. 
Источник фото: Associated Press

Комментарии Правила

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают