"Трактор": летопись нисхождения

Челябинский клуб, сотрясавший КХЛ два сезона подряд, на третий год остался без плей-офф и вынужден составить компанию "Авангарду" в Кубке Надежды. Но в этом случае возникает кощунственный вопрос: может, это и к лучшему? Теперь в Челябинске надеются на большие перестановки в руководстве и создание новой команды.

Селекция и испорченная репутация

Директор "Трактора" Владимир Кречин из тех людей, которые готовы на интервью только тогда, когда в команде все благополучно. Стоит в клубе пойти что-то не так, как руководство сразу же зарывает голову в песок, отключает телефоны и прячется от журналистов. А ответить есть за что. И не только ему. В свое время предыдущий директор "Трактора" Исаак Валицкий очень любил ездить на чемпионаты мира и присматривать там игроков. И таки присмотрел – защитника сборной Австрии Андре Лакоса. Нынешний менеджер Евгений Цыбук постоянно ездил в командировки в Европу и Северную Америку. Кого он там нашел за четыре сезона, оставалось загадкой вплоть до подписания защитника Йена Уайта, который провел несколько матчей в "регулярке" в четвертой паре обороны.
 
Итоги замечательного межсезонья для "Трактора" уже можно было подводить осенью, пересчитывая всех выживших "цыплят". Сразу четыре (!!!) игрока были выставлены на драфт отказов. Причем трое (Мамашев, Курьянов, Дарзиньш) были подписаны летом, а с четвертым (Панов) был перезаключен длительный контракт. Если у Константина Панова действительно была серьезная травма, то зачем надо было заключать с ним дорогостоящий контракт на три года? Могли ли стать заменой Карпову, Якуцене, Ничушкину и Антипову форварды, которые оказались не нужны своим клубам из-за слабой результативности? Хотя многое объясняют слова Антона Курьянова после перехода: "Просто позвонили руководству "Трактора", спросили: нужен – не нужен. Сказали – нужен".


С Пановым ситуация вообще была совершенно неприличная. Максимально унизить человека, который всегда бился за Челябинск и в свое время помог команде выйти в Суперлигу: выставить его на драфт отказов, спустить в "вышку", а потом снова поднять, когда некем стало играть.
 
Также откровенно было жаль "Челмет" и его тренерский штаб. Евгению Галкину и Алексею Тертышному, которые возглавили клуб ВХЛ в этом сезоне, просто не дали нормально поработать. "Слитые" Мамашев или Гуськов поиграли там недолго, а команду постоянно разграбляли, забирая игроков. В итоге ни "Трактор", ни "Челмет" в плей-офф не вышли.

В общем, за всю историю нынешнего руководства по-настоящему нормальная селекция была лишь одна – в 2011 году. За прошедшее время было множество откровенно странных приобретений – Закиев, Мухачев, Саюстов, Суглобов, в какой-то степени Лемтюгов и Абдуллин. Игроки "мертвые", "полумертвые" и мало кому нужные. А как не вспомнить про то, что "Трактор" не захотел давать хороший контракт Евгению Дадонову. От продажи прав на него в "Донбасс", а также Антона Бурдасова в СКА "Трактор" приобрел Юхаматти Аалтонена. Только Дадонов набрал за два сезона 70 очков, а сколько набрал в Челябинске Аалтонен?

В прошлом сезоне команда тоже испытывала серьезные проблемы с составом – вплоть до того, что защитник Никита Нестеров был вынужден играть в нападении. Однако успешное выступление, обусловленное тренерским гением Белоусова и талантливой командой, позволило сгладить все ошибки руководства.

Не зря директор "Трактора" Владимир Кречин после окончания карьеры был управляющим ресторана. При нем челябинский клуб действительно стал одним из самых коммерчески успешных в КХЛ, и прибыль была на зависть многим. "Продажа игроков у нас неплохо получается" – с этим тоже нельзя не согласиться.

Проблема №1 – нападение


Когда у команды не идет игра, основная задача всегда – найти козлов отпущения. В итоге главными виновниками всего были признаны защитники, а именно Алексей Бондарев и Максим Кондратьев. Хотя, видится, их главная проблема в том, что они оказались не на своем месте. Это не ударные защитники для первого звена. Бондарев – хороший игрок для третьей пары, но никак не для того, чтобы проводить более 20 минут за матч. Кондратьев в ЦСКА и "Локомотиве" играл только 14-15 минут. Не их вина, что Мамашев и Гуськов не закрепились в команде. И даже не игра в обороне главная проблема нынешнего "Трактора".
 
"Не хватило голов. Надо забивать. Забивали бы – выиграли бы матчи. Но оказывается, желания одного мало, нужно еще и забрасывать. Хотели быстрее забить гол, не получилось. Когда не забиваешь, то, конечно, матч не выиграть. Обязаны были забивать, но хорошо сыграл вратарь соперника", – это слова Валерия Белоусова с послематчевых пресс-конференций.

11 матчей без заброшенных шайб в нынешнем сезоне! А это ведь пятая часть всего чемпионата. Абсолютно худшая команда по количеству бросков. По ходу сезона "Трактор" был вторым с конца по количеству забитых голов после "Локомотива".

"Трактору" катастрофически не хватало бросающего защитника – такого, каким в прошлом сезоне был в команде Дерон Куинт. В "Спартаке" и ЦСКА он набрал 28 очков и забросил 13 шайб. В нынешнем сезоне в большинстве стал выходить Дмитрий Рябыкин. В первое время это вызывало недоумение, но потом стало понятно, что Рябыкин далеко не худший вариант из имеющихся. Вернее даже – лучший.

В прошлом регулярном чемпионате Якуценя, Карпов, Антипов и Ничушкин в общей сложности забросили 34 шайбы, в нынешнем за новые клубы – 41. Пришедшие им на замену Курьянов и Дарзиньш – 3 на двоих. 30-40 забитых голов и 3 – не большая ли разница? Хотя можно и отметить выстрелившего Семена Кокуева, на счету которого 8 шайб.

При этом Евгений Кузнецов набрал в два (!) раза меньше очков, отметился первой шайбой только 26 октября, а первый гол на челябинском льду забил в прощальном матче. У нас принято во всем винить КХЛ, в том числе и в регрессе Кузнецова. Однако здесь дело отнюдь не в "звездной болезни", которая незаслуженно ему приписана, а в постоянных травмах.
 
Остается только пожелать ему удачи в НХЛ в надежде, что вернется былая уверенность, потому что многие проблемы были, в том числе, и в голове.

Белоусов не чудотворный


"Валерий Константинович давно всем доказал, что умеет работать со всеми без исключения игроками и давать результат вне зависимости от изменений в составе", – таковы были слова Кречина в межсезонье. То есть была большая надежда, что Белоусов вытянет при всех ошибках. А он не вытянул.

Отношение к Белоусову в Челябинске было сакральное. Он находился где-то между чудотворцем и богом. Действительно – это величайший тренер, и его вклад в хоккей не измеряется никакими масштабами. Однако в произошедшем есть и его вина. Ни один игрок не был бы подписан без его ведома – он лично одобрил Курьянова, Гуськова, Мамашева и прочих.

Но самое главное – Белоусов перестал удивлять, а консерватизм, который был в нем всегда, достиг максимальных пределов. У Майкла Гарнетта не идет игра – нет, он будет стоять, пока не упадет. Чистов, Булис и Кузнецов так и продолжили играть вместе, а попытки разбавить их Заварухиным или Валеевым выглядели нелепо. Он перестал доверять молодежи,
 
"Трактор" не открыл ни одной юной "звездочки" в нынешнем сезоне, а те игровые крохи, которые выделялись Вячеславу Основину, были смешны. Из "Челмета" были приглашены именно 30-летние игроки, а не молодые Черкасов или Филиппов. Поставить первым звено Глинкин – Попов – Кокуев, дать им много игрового времени или поставить Кузнецова к тем же Глинкину и Попову – все слишком большой риск.
 
А как же эти знаменитые "раскаты и закаты"? Когда "чистовы" бесконечно возятся с шайбой, изнуряют соперника своими "улитками", но никак не бросают и, соответственно, практически не забивают. И все это без всякой динамики и скорости.

Также игроки стали делиться на любимчиков, которым позволено все, и отверженных, как Мамашев, который оказался забракован уже после четырех матчей. Раньше хоккеисты специально ехали к Белоусову, сейчас таких становится уже намного меньше. Вкупе еще конфликты с игроками и нездоровая атмосфера в команде.

Огромное число проигранных третьих периодов и последнее место в КХЛ по игре в этом отрезке. Трудно сказать, что тому было виной – плохая предсезонка или отсутствие Виктора Гудзика. А может, просто общее безволие. Кроме того, команда оказалась не готова к последним четырем матчам регулярного чемпионата, самым важным в сезоне. Сорвалась поездка в Швейцарию, а в паузу был проведен только один матч. Хотя и Белоусова можно понять – такой отличный шанс поехать на Олимпиаду нельзя было упустить.
Вот и власть меняется

В течение всех этих лет пост хоккеиста №1 занимал губернатор Михаил Юревич. По сути, клуб держался на его желании, доброй и щедрой воле. В этом были и очевидные плюсы, когда Юревич смог отодвинуть от клуба лишних людей. Захотел он Матч звезд КХЛ в Челябинске – пожалуйста. Договорился о продаже Карпова и Ничушкина в "Динамо" – ничего не изменишь. Губернатор дал, губернатор взял. Кресло под Юревичем стало шататься достаточно давно, и эта тряска периодически сказывалась на "Тракторе". В нынешнем сезоне губернатору вовсе было не до хоккея, и клуб он запустил.
 
Назначение на губернаторский пост магнитогорца Бориса Дубровского вызвало шок. Кто-то поднял панику, стал кричать об апокалипсисе "Трактора", что он станет фарм-клубом "Магнитки". Постепенно страсти успокоились, но временами снова нагнетаются. Желания топить "Трактор", тем более перед выборами, у Дубровского быть не должно, только вот его собственные амбиции или зависимость от Магнитогорска покажет только время. А то, что челябинский клуб может ждать сокращение бюджета, – вполне реально. Может, это и к лучшему? Тем более что зарплатная ведомость существенно полегчает после ухода Кузнецова".
 
Что нужно "Трактору"? Новое, молодое и незапачканное руководство. Тренер, умеющий работать с молодежью. Подписание во что бы то ни стало новых контрактов с Антоном Глинкиным, Андреем Поповым и Артемом Бородкиным. Подключение игроков "Челмета" и "Белых Медведей". Появление в составе вратаря Василия Демченко, который по таланту считался не хуже Андрея Василевского.
 
На самом деле, все беды начались с предательства. Священная идея о челябинских воспитанниках, которая фанатично проповедовалась на протяжении всей истории "Трактора", была разбита. Сейчас в школе "Трактор" и "Белых Медведях" растут феноменальные игроки, и главная задача будет сохранить их. Есть большая опасность снова стать всеобщим фарм-клубом, но многое зависит и от степени адекватности руководства.
 
Создать сильную команду (пусть и не за один сезон), в основе которой будут челябинские воспитанники, а также несколько хороших приглашенных игроков, – вполне реально. Ведь играли же в финале Кубка Гагарина с Карповым, Нестеровым, Кузнецовым, Ничушкиным и целым рядом челябинских игроков.

Комментарии Правила

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают