Когда деньги дороже памяти?

Новости
12 ноября, вторник
30
Вчера Молодежная хоккейная лига обнародовала календарь на новый сезон. И не сразу все заметили, что главный приз лиги существенно видоизменился. Во всяком случае, теперь он называется "Кубок победителя чемпионата МХЛ". Стало быть, весной и вручаться должен совсем иной трофей? О мотивах, подтолкнувших к таким переменам в МХЛ, рассуждает обозреватель Allhockey.ru Алексей Дузенко.

Еле заметный информационный абзац поверг меня в шок. И шокировала меня не та мысль, что сейчас мучает каждого второго болельщика – почему вдруг отказались от именного трофея, кто сколько требовал и кто кому не заплатил. Шок в другом. В очередной раз убедился – в нашей стране может произойти все что угодно.

Уже страшно по утрам мониторить информационные ленты российских порталов. Мало ли где затаится очередной абзац. Например, с 2014 года не станет страны России. Вернее, страна останется, а вот прав называть ее Россией не будет. И скажут нам, что, кроме как РФ, называть ее нельзя. Вы верите в такое? Учитывая, что творится на пространстве той самой РФ последние ...цать лет, я уже ничему не удивлюсь.

Так вот, отныне главный трофей Молодежной хоккейной лиги больше не будет носить имя известного хоккеиста, которым восхищался весь мир. Теперь молодежные команды будут сражаться за новый трофей – Кубок победителя чемпионата МХЛ. Напомню, обладателями Кубка Харламова становились "Стальные Лисы" (в 2010 году), "Красная Армия" (2011) и дважды "Омские Ястребы" (2012, 2013).

Честно говоря, с трудом верится, что в НХЛ, например, решили бы сменить названия турнирных или именных трофеев. А переход с розыгрыша Кубка Стэнли на Кубок победителя чемпионата НХЛ кажется и вовсе первоапрельской шуткой. Только вот в России это уже не шутки, а реальность, от которой иногда сквозит холодом...

Что повлияло на кардинальную смену названия главного приза МХЛ? Вот 5 предполагаемых причин.

Причина первая. Фамильный бренд стал слишком дорог?

Сложно об этом говорить и писать. Не зная всех нюансов и юридических аспектов, трудно подобрать нужные слова. Неужели фамильный бренд Харламова имеет под собой какую-то коммерческую составляющую? Не стану ни осуждать, ни оправдывать сей факт. Это личное дело семьи – распоряжаться так называемым "брендом". Замечу лишь, что Валерий Харламов играл не столько за себя любимого, сколько за эту страну! Не щадил себя на льду не ради будущей похвалы, а бился до последней секунды даже ценой травм – за что и пришла к нему народная любовь, которую, как известно, ни за какие рубли и доллары не купить.

Поэтому Валерий Харламов – это еще и народная собственность, причем измеряемая не в деньгах и акциях, как сейчас принято думать, а в овациях и восторженных эмоциях. И не хочется верить (если это действительно уперлось в деньги), понимать и осознавать, что использование этого легендарного имени теперь завязано на коммерции.

Я просто представил, что будет, если все наши литературные, музыкальные, театральные и спортивные премии, именные призы, конкурсы и кубки обезличить – стало как-то страшно и не по себе. Ведь потомки есть у каждого известного фамильного бренда, и с каждым теперь договариваться на коммерческое использование?

Не так давно мелькала новость, что в конце июня в офисе МХЛ прошла встреча управляющего директора лиги Дмитрия Ефимова с сыном прославленного советского хоккеиста Валерия Харламова Александром. По всей видимости, там и шли переговоры о так называемых "авторских правах". Если это действительно так и было, то стороны не пришли к общему знаменателю. Вероятно, речь шла и о финансах.  
 
Причина вторая. Причастность создателей фильма "Легенда №17"?

Похоже, эта картина смутила разум многим людям. Ничего не буду говорить о сценарии и художественном воплощении (тут многие до сих пор спорят) – это отдельная тема. Но "раскрутка" под Сочи, под великие победы советского хоккея, под новый виток развития отечественного хоккея (создание КХЛ и МХЛ) придала фильму приличный "ускоритель" для вполне ожидаемого коммерческого успеха. Но реальные суммы превзошли все ожидания: при бюджете ленты в 10 млн евро кассовые сборы составили около 30 млн долларов.
 
Долларовая составляющая успеха приятно удивила даже самих создателей фильма, которые разбогатели на чужом имени, сняв далеко не шедевральное кино (ах, если бы сейчас все это видел сам Валерий!). И как-то странно совпало окончание шумихи вокруг фильма с окончанием любого использования фамильного бренда. А производством картины занималось небезызвестное творческое объединение "ТРИТЭ" во главе с небезызвестным Никитой Михалковым. Допускаю, что безумный финансовый успех фильма мог повлиять на дальнейшее коммерческое использование фамилии легендарного хоккеиста.
 
Причина третья. Трофей - собственность скульптора?
 
Когда приз только учреждался, официальный сайт МХЛ гордо описывал, как и кем был сделан трофей. Удивительно (здесь я без всякой иронии снимаю шляпу перед людьми, кто стоял за задумкой и ее воплощением), но кубок приобрели не в каком-то там отделе спорттоваров за углом одной из московских улочек (хотя могли и так), а поручили делать профессионалам. Над эскизом будущего кубка работали известнейшие скульпторы Франк Майслер и Ари Овадья. И надо признать, свою работу мастера сделали на отлично. Кубок Харламова получился симпатичным, да и фигура великого игрока очень близка к реальному образу.
 
Но кто знает, как оформлялись бумаги? Как правило, такие работы носят разовый характер по контракту на энную сумму. Но вдруг на эту работу у скульпторов остались какие-то авторские права, о которых они неожиданно напомнили?
 
Причина четвертая. Креатив руководства МХЛ?

Поначалу в это верится с трудом, но в нашей стране нет ничего невозможного. Некогда громкий престижный трофей превратился в скромный "Кубок победителя чемпионата МХЛ". Видимо, в офисе МХЛ уже либо побоялись делать привязку на новую хоккейную легенду, либо не стали ломать голову, выбрав самое простое и логичное название. Может и так, но как быть тогда с теми самыми "престижем трофея" и "кумиром хоккея", о которых так много (порой даже слишком пафосно) вещалось при учреждении Молодежной хоккейной лиги? Вот тут логика вообще не прослеживается. А если и пытаться мыслить логически, то МХЛ, мол, уже раскрученный продукт – можно теперь и обычные призы вручать?

Причина пятая. Отказ родственников?

Возможно, семья Харламовых настолько устала от порой назойливого использования имени, что решилась и вовсе отказаться от широкой популяризации. Версия пусть самая маловероятная и сомнительная, но тоже имеет право на жизнь. Но если дело не в деньгах вовсе (я про коммерческое использование фамильного бренда), то какой смысл отказываться от Кубка Харламова? Ведь это не только память, но и хоккейный кумир, пример для подражания.
 
Еще раз повторюсь: это лишь предположения, возможные версии. Однако из всех озвученных причин какая-то имеет под собой реальную почву. Осталось узнать, какая именно.

Вся эта история более чем печальная, но отлично характеризующая сегодняшнее наше общество. Как это все назвать? Позор, да и только! Причем для всего нашего хоккея – не вдаваясь в подробности, которые нам никто не захотел озвучивать, и не деля участников этой истории на правых и виноватых. Теперь нет никаких гарантий, что и Кубок Гагарина в ближайшее время не сменит свое название на иное.

Когда учреждали по ходу прошлого сезона Кубок надежды для команд КХЛ, не попавших в плей-офф, то многие посмеивались над этим трофеем. А если убрать злую иронию, то и в самом деле – в нашем спорте надо вообще обезличить все трофеи и именные призы. Пусть команды играют за веру, надежду и любовь! В этом что-то есть. Раз уж не умеем жить нормально в настоящем, дорожить своим прошлым и думать о будущем, то будем все трудности преодолевать в сострадании и милосердии.

Денежное бесовство, поглотившее Россию (пока еще, слава богу, так можно называть великую державу), до добра не доведет. Сегодня за деньги мы готовы на все, включая сделки с совестью. Господа, остановитесь. Одумайтесь. Не позорьте великих предков – они не за этим прославляли нашу страну, включая спортивные достижения и победы!

И коли нашим сверхциничным обществом правит всемогущая "религия бабла", а "долларовая секта" поразила мозг многим людям, то может и трофеи называть своими именами. В МХЛ учредить Кубок Цента, в ВХЛ – Кубок Доллара, а в КХЛ – Кубок Евро (как раз и посыл будет на объединение всей хоккейной Европы). Это было бы более справедливо к нынешней ситуации. И никаких фамильных брендов известных людей.
Дата: 30.07.2013

Возможно вас заинтересует

Комментарии 30

# 30.07.2013 13:59
полностью согласен с предпоследним абзацем, но статья к сожалению очень быстрая...
# 30.07.2013 14:19
доколе мы будем гадить на то, что нам дорого и свято?.. с самого первого дня создания КХЛ, я недоумевал "почему Гагарин?!!". вроде бы человек не имеющий никакого отношения к хоккею, ну да ладно, первопроходец. ок, проехали, вернемся к теме.. кто спросил меня, рожденного в СССР, когда переименовывал БелоруССкую республику в республика беларусь? в чем подоплека? да ни в чем, просто разные времена и разные интересы. только вот хотелось бы, чтобы наше святыни, вроде Харламова, не использовали во благо неразрешимых споров...
# 30.07.2013 15:25
" сколько за эту страну!" не за эту, а за СССР!
# 30.07.2013 15:35
В конституции на первой странице написано, что названия Россия и Российская Федерация - равноценны. Опять меняют конституцию шоле?
# 30.07.2013 15:53
Автору жирный плюс,а за последний абзац много плюсов!Кубок ДОЛЛАРА (многим хоккеистам понравится)
# 30.07.2013 17:22
Причины 2 и 3 бред,пятая ни туда ни сюда,вот 1 и 4 в самый раз,4-я даже ближе по духу,управляющим этого цирка...
# 30.07.2013 17:52
Cerb!(Хоть переключай раскладку, хоть нет. По смыслу подходит)
До чего довели страну. Торговля органами, торговля детьми, работорговля, теперь дошли до торговли "славными именами". Что дальше?
У нас столько достойных спортсменов. Так и быть, подскажу. Назовите трофей "кубком легенд" или "призом легенд". Четыре клюшки смотрят вверх, в них "легендарные номера"(99 не забудьте), на вершине ледовая арена заполненная людьми. Ну и что ни будь ещё, в этом духе. Приз для молодых, они хотят стать легендами. Пусть это будет их первый шаг.
PS: Деньги платить не надо. Хотя ход с оглаской торгов, ни чего так, пойдёт.
Хотя, с гнильцой конечно. Причём с обеих сторон.
# 30.07.2013 17:53
To: SЮbulba,
На сайте МХЛ речь идёт о первой причине.
# 30.07.2013 19:42
внесу некоторые поправочки о "безумном финансовом успехе фильма легенда 17". фильм, конечно же окупился,но выдающимися цифры не назвать. Дело в том, что половина кассовых сборов уходит прокатчикам, а половина создателям. таков кинобизнесс в россии. итого при затратах в 13 с лишним миллионов долларов студия "тритэ" заработала меньше 15ти. само по себе для российского кино это не плохо, но ошеломляющими цифры никак не назвать)))
# 30.07.2013 20:34
сколько из бюджета они притянули из этих 13-ти прикинул?
# 30.07.2013 20:53
Ответ на вопрос заголовка- в этой стране ВСЕГДА!
# 30.07.2013 21:27
кубок Стэнли придумал Стэнли, так вот и при организации нашей лиги надо было назвать кубок именем существующего человека, чтобы не было неразрешимых вопросов... например, кубок Пугачёвой
# 30.07.2013 21:27
она тоже легенда
# 30.07.2013 21:32
вот просто интересно... кто-то попытается нажиться на имени Гагарина в связи с использованием его фамилии в названии кубка...
# 30.07.2013 22:39
в знак протеста в след сезоне не одного матча МХЛ не посмотрю... не говоря уже в живую...
# 30.07.2013 22:40
и вообще кубком Харламова нужно было называть кубок КХЛ .. а не Гагариным... не ту страну назвали гондурасом
# 30.07.2013 22:51
Интересно Ефимов в доле или банально профукал тему изначально?
# 30.07.2013 23:06
To: Fisher93,
+ много
# 30.07.2013 23:18
это становится трэндом этого лета.))
вот какое вам дело до названия кубка!??
при желании можно найти информацию, про Стэнли... и многие обладатели кубка его имени устыдятся за обладание кубка имени его.)))
не надо гнать бессмысленную волну...

# 31.07.2013 01:41
автор на болотную вам надо, а не о хоккее писать, прежде чем писать свои измышления на тему как страшно жить в "этой" стране, определитесь "в этой" или "в своей", если "в этой" езжайте в свою там и рассуждайте
а проще дождаться официальных комментариев, а не гадать на кофейной гуще
# 31.07.2013 08:51
сказал же, что статья слишком быстрая, сегодня уже ясно, что 3 последние причины не имеют места быть
# 31.07.2013 09:03
Неважно кто замутил эту кашу,должен осознать и извениться.
# 31.07.2013 09:06
To: bubasa,
Не надо на болотную. Всё просто. Аllhockey таким, довольно неуклюжим образом лоббирует (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B1%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BC) интересы МХЛ. Поднимается шумиха, оказывается давление на потомков знаменитого хоккеиста. Что бы были посговорчивей.
PS: С другой стороны, правообладатели(дети, внуки)пытаются хоть что то заработать в наше сложное время. Они видят, как живут посредственные игроки сегодня. Это дома в Латвии, в Испании, лето в Лос-Анжелесе, это дорогие автомобили и т.д.. Не думаю, что они требуют астрономические деньги.
# 31.07.2013 09:08
Я на стороне Харламовых. Считаю, надо срубить бабла с сытых функционеров.
# 31.07.2013 09:51
щас только разглядел фигуру на кубке, это что за убожество?
# 31.07.2013 10:21
Не могу сдержаться. Эта новость в очередной раз как бы задаёт вопрос. Кто же руководит нашим хоккеем(да и страной)? Бездари. Кубок несколько лет вручается, а нюансы ещё не улажены. Получается, они его каждый год "продляли". Неадекватные люди.
# 31.07.2013 11:46
Я особо не обращал внимания как называется кубок. Да и вообще Харламовых может быть много, как доказать что это именно тот Валерий? В общем проблема надуманная, есть гораздо более важные и срочные чем название какого то кубка
# 31.07.2013 14:57
To: gupii, вы правы думаю, это ситуация с правообладателями прям, которые возмущаются что им деньги не платят, а они при этом своих вложить не хотят, хотя пользуются чужим
вон смотрел как Галкин возмущаеться, что из-за пиратства ему приходится давать концерты в живую, то есть возмущен тем что бы получать ему деньги - ему нужно работать !!!
# 01.08.2013 20:33
Имя великого спортсмена смешали с г...ном.
Теперь у многих Харламов будет ассоциироваться с Бульдогом.
# 08.08.2013 12:18
МХЛ - коммерческий турнир? Если да - то желание правообладателей получить долю справедливо. Имя используется для повышения привлекательности коммерческого продукта, значит, нужно за него платить. Если же МХЛ - турнир некоммерческий, то, конечно, это глупость и жлобство.