Дэйв Кинг: я пытался быть честным...
Экс-наставник магнитогорского "Металлурга" Дэйв Кинг прокомментировал выдержки из своей нашумевшей книги "Король России", изданной за океаном...
– Чем вы сейчас занимаетесь?
– Живу в своем доме в Финиксе (штат Аризона). Скоро, возможно, приступлю к тренерской работе – у меня есть варианты в Европе. Но я бы очень хотел вернуться в суперлигу.
– Куда именно вас зовут?
– Одно предложение из Германии, другое – из Швеции. Но сейчас я держу паузу, чтобы дождаться других вариантов. Повторяю, я бы хотел работать в суперлиге. Очень доволен, как сложился мой первый сезон в магнитогорском "Металлурге".
– Вас зовут в Россию?
– Пока это теория. Я жду приглашения – не обязательно опять в Магнитогорск, я готов возглавить любую другую команду. Слежу за вашим хоккеем по Интернету. Считаю, в России будет легче освоиться иностранному тренеру, у которого уже есть подобный опыт работы.
"ЭТО ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ КНИГА"
– Как возникла идея написать книгу "Король России"?
– Я был первым главным тренером из Северной Америки, кому посчастливилось работать в суперлиге. Эрик Духачек, известный спортивный журналист, узнал, что я собираюсь в Россию. Он предложил мне собирать истории о вашем хоккее, чтобы потом издать их как книгу.
– Мемуары в виде дневника. Вы вели его с первого дня в России?
– Именно так. Ежедневно я записывал свои впечатления, изучал, что происходит в вашей лиге. И каждую неделю после перепроверки данных я отправлял записки Эрику по электронной почте.
– Книга стала бестселлером?
– Она очень хорошо продается. Болельщики в Северной Америке воспитаны на матчах Канада – СССР (Россия). Им крайне интересна внутренняя кухня вашего хоккея.
– Это документальная книга или в ней есть художественный вымысел?
– Она основана на фактах. Все то, что я видел собственными глазами. Никакой выдумки.
– Вы планируете издавать книгу в России?
– Поначалу издательство ориентировалось на Северную Америку. Пока нет планов расширять аудиторию. Но, я думаю, было бы здорово, если бы книга также вышла в России и Германии.
– Вы не боитесь перевода на русский? В книге есть нелицеприятные факты о нашем хоккее. Многие персонажи, думаю, обидятся, когда прочитают ваш дневник. А ведь вы собираетесь работать в суперлиге…
– Я пытался быть честным. Да, где-то упоминаются негативные моменты. Но я написал сбалансированную книгу, там и хорошего хватает. В конце концов это мой взгляд на ваш хоккей. Я не претендую на абсолютную истину. Скорее призываю к дискуссии…
"ГРЕТЦКИ ВСЕ-ТАКИ КРУЧЕ ВЕЛИЧКИНА"
– Что думаете о классе игроков суперлиги? Вы написали, что уровень большинства из них не выше, чем в АХЛ.
– Нет, я считаю, что суперлига находится где-то между АХЛ и НХЛ. Золотая середина. Но знаете, что меня удивило? Ваши игроки постоянно тренируются. Пашут на льду даже летом. Да, они были разобранными, когда вышли из отпуска. Но почему? Потому что нам предстояли двухмесячные сборы. У них было время набрать форму. А в НХЛ ты должен сам следить за собой: приехал в тренинг-кемп, сыграл несколько контрольных матчей, и вперед – регулярный чемпионат начался.
– Вы колоритно описали особняки руководителей клубов суперлиги. В частности, о доме генерального директора "Магнитки" Геннадия Величкина сказали, что в таких особняках не живут даже управляющие клубов НХЛ. Можете подтвердить, что дом Величкина даже лучше, чем у мультимиллионера Уэйна Гретцки?
– Ну, уровень Гретцки все-таки повыше, – смеется Кинг. – Но почему я так написал о Величкине? Потому что не ожидал, что у него такой роскошный дом. Это показывает, что он успешен в хоккее. И заслужил то, что имеет. Как и Петр Воробьев, о чьем шикарном особняке я тоже рассказал. Да, теперь у русских есть возможность много зарабатывать и жить очень хорошо – а не как раньше, когда все селились в одинаковые квартиры.
– Вы пишете, что Величкин вел себя назойливо в конце чемпионата, постоянно контролировал вас – и на лавке, и в раздевалке, и даже в офисе. Это вам сильно мешало?
– Величкин – очень хороший генеральный менеджер. Он сильно любит свою команду. И хочет ей помочь как только может. Но я убежден, что в плей-офф игроки должны во всем чувствовать уверенность. А когда босс клуба ведет себя беспокойно, почти не выходит из раздевалки, это передается и хоккеистам. Они начинают нервничать. Получается, на них оказывается излишнее давление.
"ХОЧУ ВЕРИТЬ, ЧТО ЭТО БЫЛИ ВИТАМИНЫ"
– Вы писали о том, что "Магнитка" уделяет большое внимание фармакологии. Упоминали тренера по физподготовке Виктора Гудзика, который колол игрокам неизвестно что. Можете подробнее об этом?
– Я – из Северной Америки. У нас, если игроки делают уколы или принимают таблетки (хотя это редкость), они точно знают, что именно они колют или едят. А магнитогорские хоккеисты, особенно молодые, вообще не интересуются этой темой. Гудзик делал им уколы, и они не задавали никаких вопросов. Это меня удивило.
Я спрашивал у своих хоккеистов: "Вы хоть знаете, что вам дают?". Они отвечали: "Витамины". Но они не были в этом уверены. Помню, говорил на эту тему с Игорем Ларионовым. Он рассказывал, что в советское время их тоже заставляли принимать непонятные таблетки и уколы. Думаю, практика сохранилась еще с давних пор.
– Вы можете гарантировать, что это не был допинг?
– Не знаю. Честно. Хочу верить, что это были витамины. Я в курсе, что в НХЛ выступали хоккеисты, принимающие допинг. Но эти парни знали, что они делали. Потому что от "коктейлей", которые они себе колют, зависит их жизнь.
А в России, я заметил, хоккеистам делают какие-то уколы, и они ничего не спрашивают. Ни-че-го.
– Кинг был главным тренером, Гудзик – всего лишь его подчиненным. Почему вы не прекратили практику уколов, Дэйв?
– Я спрашивал, что колют игрокам. И мне всегда отвечали: витамины. А также обещали, что проблем с допинг-тестами у нас не будет. Так и случилось – на допинге нас никто не ловил. Поэтому я не могу утверждать, что это были запрещенные препараты.
– Молодежь вроде Евгения Малкина могла отказаться от уколов?
– Малкин – типичный представитель молодых игроков, которые очень послушны и делают то, что им говорят. Они доверяют тренерам. В общем-то и в Северной Америке то же самое. Я считаю, это неправильно. Молодежь должна иметь свой голос.
А вот ветераны "Магнитки" – они интересовались. И некоторые из взрослых игроков все-таки отказывались от уколов. Например, Дмитрий Юшкевич, Игорь Королев, Влад Бульин. У них уже есть опыт, они хорошо чувствуют тело, знают свою форму. И сами знают, когда им нужны добавки, а когда – нет.
– С какой регулярностью делались уколы в "Металлурге"? Перед плей-офф их делали чаще?
– По ходу чемпионата – раз в две недели. Перед плей-офф график не менялся.
"КТО ТАКАЯ РЫБА?"
– В книге вы всех игроков называете по фамилии. Но одного – по прозвищу Рыба. Этого парня вы уличаете в злоупотреблении алкоголем, что он под хмельком приходил на тренировки. Вы сделали множество намеков – это форвард 1983 года рождения, был выбран на драфте НХЛ, по его поводу звонили в клуб из Северной Америки. Без труда можно понять, что эта Рыба – Станислав Чистов или Алексей Кайгородов. Скажите, кто именно?
– У этого хоккеиста было несколько проблем, почему он не может полностью раскрыться, и главная из них – алкоголь. Когда такая ситуация возникает в Северной Америке, имя игрока стараются держать в тайне. Я поступил так же. Но, уверяю вас, это не Кайгородов. Алексей – великолепный игрок и человек.
– У меня нет другой версии, кроме как Чистов…
– Тайну Рыбы я вам не открою.
"МОЯ ЗАРПЛАТА БЫЛА ТАКОЙ ЖЕ, КАК В НХЛ"
– Можете сказать, на какую сумму вы подписали контракт с "Магниткой"?
– Мне велели держать это в тайне. Но, я подчеркну, что "Металлург" – великолепная организация. Когда я ехал в Россию, то не ожидал, что у вас так профессионально относятся к тренерам и игрокам.
– Правда, что тренеры в России зарабатывают гораздо больше, чем в Европе?
– Так и есть. Если не говорить об НХЛ, в суперлиге и игрокам, и тренерам платят больше всего в мире.
– А если сравнить с НХЛ? В начале 90-х вы работали тренером в "Калгари", а с 2000 по 2003-й возглавляли "Колумбус".
– Не могу говорить за других, но моя зарплата в "Металлурге" была такой же, как в "Калгари". Имею в виду то, что я получил на руки после уплаты налогов.
– Почему, как вы думаете, в России, в отличие от НХЛ, принято скрывать бюджеты клубов, размер зарплат?
– Думаю, потому что в НХЛ есть сильный профсоюз игроков. Он заинтересован в том, чтобы зарплаты хоккеистов были публичными. Тогда гораздо легче вести переговоры по новым контрактам. В России же такого сильного профсоюза нет.
"СО МНОЙ В "МЕТАЛЛУРГЕ" ОБОШЛИСЬ ХОРОШО"
– На днях Геннадий Величкин, беседуя с корреспондентами "Советского спорта", еще раз вспомнил Кинга. И сказал, что, уволив вас в сентябре, выплатил вам зарплату до конца декабря. Это так?
– Да. В "Металлурге" со мной обошлись хорошо. Величкин был честен. И когда разорвал наш контракт, то вел себя профессионально. Хотя не скрою, я расстроился, когда меня отправили в отставку.
– Правда, что вы звонили Величкину и спрашивали, сколько книг "Король России" ему прислать?
– Со мной связался переводчик Игорь – мы вместе работали в "Металлурге", а сейчас договорились, что я пришлю книги в клуб. Мне бы хотелось, чтобы "Король России" прочитали в Магнитогорске и узнали, что я думаю о команде и российском хоккее.
– Величкин обиделся, что вы попросили с него 40 долларов за две книги. Мол, Кингу выплатили все по контракту. А он ведет себя так мелочно.
– Как? – Дэйв даже начал слегка заикаться. – Это неправда! Возможно, у меня спросили, сколько стоит книга, и я ответил, что 20 долларов… Но я и не думал просить такую смехотворную сумму у Величкина. Он неправильно меня понял!
"ПРИМУ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДАЖЕ ОТ АУТСАЙДЕРА СУПЕРЛИГИ"
– Будь у вас возможность, что бы вы сделали по-другому за тот год, что работали с "Магниткой"?
– Ничего не стал бы менять. Работаю тренером уже 31 год. И тот сезон в "Металлурге" я, бесспорно, признаю лучшим в своей карьере. Я получил бесценный опыт. Работал с великолепными людьми... Могу дать совет иностранцу, которого зовут стать тренером в суперлиге. Изучите, в какую организацию вы едете. Мне очень повезло, что я оказался в Магнитогорске.
– Вы готовы снова работать в суперлиге, даже если вас пригласит клуб-аутсайдер?
– Да. Приму предложение от любой команды, пусть даже она внизу турнирной таблицы.
– Многие в России привыкли, что иностранцы едут к нам только ради денег. Неужели вас привлекает в суперлиге что-то иное?
– Поверьте, это не только вопрос денег. Многие североамериканские тренеры почтут за честь, когда их пригласят в суперлигу. Это очень интригующее место для работы. Недаром же к вам на этот сезон приехал Барри Смит. Я недавно общался с ним – у него такое же мнение: это шикарный опыт. В России можно не только учить, но и учиться. Для меня это очень важно.
Павел Лысенков
|
Комментарии Правила