Александр Гусев: Харламова и меня действительно носили на руках

Новости
22 августа, четверг
21 августа, среда
31
21 января исполнилось 66 лет великолепному хоккеисту и человеку Александру Гусеву. Олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира и Европы, многократный чемпион СССР не распрощался с хоккеем после завершения профессиональной карьеры. Александр Владимирович является активным участников матчей ветеранов и с командой "Легенды хоккея" объездил Россию от Владивостока до Калининграда.О своей нынешней команде, современном хоккее и великих победах Александр Гусев рассказал Allhockey.ru.

- Александр Владимирович, как вы попали в команду "Легенды хоккея"?
- Команда была организована семь лет назад.  Собрали всех ветеранов, и с тех пор мы так вот поддерживаем форму, тренируемся, играем.

- Кто собирал легенд?
- Во многом это заслуга Александра Якушева. Также активное участие приняли покойный Виктор Кузькин и Юрий Ляпкин, который сейчас руководит. Они начали все это дело, создали команду. С тех пор, с 2005 года команда существует, активно тренируется и выступает. Кто-то новый приходит, кто-то, может, и уходит, но костяк у нас сохраняется уже долгое время. Хорошая команда.

- Лично для вас чем являются "Легенды хоккея"?
- Сидеть дома еще рано: и неохота, и делать нечего. А здесь я все-таки в коллективе. Всю жизнь, с 10 лет, в жизни было только одно – хоккей, хоккей, хоккей. Иногда, конечно, бывает и тяжело, и неохота, но сюда придешь, побегаешь – уже и настроение хорошее.

- Для чего нужна команда, в которой играют обладатели 21 золота Олимпиады и 67 золотых медалей чемпионатов мира?
- Чтобы пропагандировать хоккей. Мы объездили всю Россию. Посмотрите, что на трибунах творится: сколько детей, сколько автографов, сколько мастер-классов проводим! Все проехали, от Владивостока до Калининграда. Катки начинают строить даже там, где их не было. Еще детей воспитываем: они смотрят на нас и видят, что есть такие ветераны, и как играют еще. Мы им что-то показываем, они потом сами на тренировках стараются.  Вот такая у нас работа.

- Хорошо встречают на выездах, значит?

- Да нарасхват идем! Лишь бы приехали, показали. Кроме того, мы бываем  в таких местах, где и хоккеиста-то живого, может, никогда не видели. Только если по телевизору. А вот вживую посмотреть – для некоторых это счастье.

- Есть и дети, родители которых в 72-м году, например, еще и не родились…
- Да, им отцы-деды рассказывали, что были такие люди. Мы дарим им фотографии специальные с автографами.

- Как вам удается поддерживать такую отличную форму?
- Вы знаете, тяжеловато уже становится, но все равно мы занимаемся по графику – тренировки-игры, тренировки-игры, и вроде все нормально. Поддерживаем форму, стараемся. Нас ведь никто не заставляет умирать: как можешь, так и выходишь.
 
- Почему вы выбрали стезю именно ветеранского хоккея, а не тренерскую деятельность?
- Работать тренером  дано не каждому, не у всех есть призвание. У нас очень много великих хоккеистов, но тренерами они не стали. Да и желание тут нужно огромное. Как-то у меня не получилось с тренерской работой: когда закончил играть, никто меня не приглашал особо. Начинать надо с детей, а с ними тоже надо терпение, с детьми еще сложнее в этом плане.

- Вы начинали играть на дворовых площадках, а в России сейчас их практически нет…
- Неправда, есть. Сейчас, в последние годы, они появились. У нас даже во дворе площадка – внук ходит. Площадка хорошая, раздевалка теплая есть, лед заливают шикарный. Так что все есть. Одно время, правда, все это никому не нужно было, а сейчас и площадок, и катков настроили. Я в одной Москве только катков 10 открывал.

- Читала в каком-то интервью, что вам в спортивной школе давали кататься, а сейчас тренеры больше говорят, больше теории дают ребятам. Это так?
- Да, демагогия есть, но это не у каждого тренера. Начнем с того, что некоторые тренеры и сами кататься-то не умеют. Раньше прекрасные тренеры учили: и меня, и в "Спартаке", "Крыльях", "Динамо". Мы на них смотрели во все глаза.

- Вы жесткий защитник, что не совсем характерно для советского хоккея. Почему выбрали такой стиль?
- У меня был великий тренер Анатолий Владимирович Тарасов, который говорил, что защитник должен быть жестким, его должны бояться и уважать нападающие. Тогда и самому будет легче, и команде польза. Вот приходилось иногда жестко играть, да.

- Можете рассказать о как каком-то своем коронном приеме?

- Много было приемов, иногда недозволенные, я не спорю, иногда нам доставалось тоже, и руки ломали – все было. Но так надо было, значит.

- У вас за плечами огромная карьера. Что особенно запомнилось из многочисленных соревнований?
- Во-первых, это Олимпийские игры. Я всего один раз был на Олимпиаде, но не каждому ведь дано даже просто туда поехать. И главное – мы выиграли, это 76-й год был, вся та атмосфера олимпийская, это незабываемо. Во-вторых, конечно, первый мой матч в команде мастеров. Анатолий Тарасов выпустил меня всего на одну смену, в самом конце игры, играли с "Динамо". Я сидел на лавочке, он говорит: "Готовься!". Я подергался немного, потом он говорит: "Иди!". Так я одну смену отыграл. Это первый матч за мастеров был.

- Не замерзли – целый матч ждать?

- Нет, в помещении же играли. Продолжая про самое запоминающееся, то это Суперсерия 72-го года. Таких игр, наверное, больше не будет. Какая команда у канадцев была! Сильная! Да и у нас тоже хорошая команда была. Многих нет уже в живых, к сожалению.

- По сравнению с теми канадцами, современные канадские хоккеисты держат марку, они настолько же сильны?
- Держат марку, но они очень многое переняли у нас. Играют в такой же комбинационный хоккей, как мы тогда играли. Стали меньше удалятся, потому что раньше у них удаление – мы забиваем. Потом они поняли, что так нельзя и стали уже по-другому играть – комбинационный, быстрый.

- То есть можно играть в советский хоккей на маленьких площадках? Потому что бытует мнение, что если КХЛ перейдет на узкие площадки, то российский хоккей потеряет свою индивидуальность.
- Ничего не потеряет. Мы-то играли на канадских площадках в 72-м году– и никто не потерялся. В первой игре только было непривычно – не знаешь, куда деваться, куда бежать. А сейчас у нас половина профессионалов играет в США и Канаде, оттуда приезжают – им вообще никакой разницы нет.

- А зрителям как лучше?

- Конечно, на маленьких площадках смотреть интереснее. Все сконцентрировано, а не огромная поляна. Сейчас стадионы есть прекрасные – хоккеисты прямо перед тобой играют, все видно, перед глазами.

- Суперсерию еще вспоминаете?
- Мы вспоминаем иногда и смеемся: дрались на площадке с канадцами, ненавидели их, а сейчас встречаемся, и как друзья – не разлей вода. Конечно, игры те тяжелые были, что и говорить.

- Канадцы назвали победу в Суперсерии одним из главнейших событий XX века. У нас же так к тем играм не относились…

- Когда мы туда ехали, никто  нам не говорил, что надо выиграть. Сказали играть достойно. Так мы и сыграли, и они потом нас зауважали. Сколько потом команд ездили в Канаду, и канадцы знали, что у русских есть чему поучиться.

- Возвращаясь к первым вашим шагам в хоккее, Анатолий Тарасов командировал вас с Валерием Харламовым за Урал, в Чебаркуль. Не обидно было?

- Мы спокойно к этому отнеслись. Мы же были солдатами. Нам сказали: "Ребята, надо ехать", мы и поехали.

- Знали хоть, куда едете?

- Нет. Знали только, что есть команда в городке Чебаркуль. За нами приехал начальник команды, нас забрал. Как раз был 67-й год – 60 лет советской власти справляли – и мы прямо на следующий день уехали. Нас приняли хорошо, сезон  отыграли, помогли команде выйти в следующую лигу.
 
- Не могу не спросить – вас действительно прямо на руках носили?
- Да, было дело. Подхватили, когда мы последнюю игру сыграли, и клуб вышел в более высокий дивизион. Для них это было, конечно, событие. Народ там был простой, городишко – тысяч 25 человек, но открытый каток, всегда был битком. Вот так сезон отыграли и потом приехали в Москву, играть за мастеров. А Валерка на следующий год уже и на чемпионат мира поехал.

- Каким Валерий Харламов был в жизни?
- Великолепный парень, душа-человек, и скромный, и труженик, и мастер великий. От природы ему все было дано. Валерка есть Валерка.

- Сейчас  следите за хоккеем?
- Вы знаете, нет, очень редко смотрю – то тренировки, то домашние дела, то просто некогда.  По телевизору, в основном.
 
- Жаль, я хотела у вас спросить про современный хоккей.
- А что – современный хоккей? Он и быстрый, и жесткий и скоростной. Много очень хороших игроков, так что все прогрессирует, команды подравнялись. Если раньше было 3-4 команды высококлассные, то сейчас все сильны, каждый может выиграть, и проиграть можно любой команде. Хоккей вырос.

- А ветеранам не обидно, что сейчас молодые и не самые талантливые хоккеисты получают больше, чем вы?
- Нет, я спокойно к этому отношусь. В наше время было так, сейчас по-другому. Чего обижаться? Такая жизнь, такое время сейчас.

- Чем вы еще занимаетесь?
- С внуком занимаюсь, летом на даче копошусь – много всяких дел.

- Александр Владимирович, поздравляем вас с днем рождения и спасибо за интервью! 
Дата: 26.01.2013

Комментарии 31

# 26.01.2013 16:53
Здоровья Александру Владимировичу и долгих хоккейных лет! ))
# 26.01.2013 16:53
- То есть можно играть в советский хоккей на маленьких площадках? Потому что бытует мнение, что если КХЛ перейдет на узкие площадки, то российский хоккей потеряет свою индивидуальность.
- Ничего не потеряет. Мы-то играли на канадских площадках в 72-м году– и никто не потерялся. В первой игре только было непривычно – не знаешь, куда деваться, куда бежать. А сейчас у нас половина профессионалов играет в США и Канаде, оттуда приезжают – им вообще никакой разницы нет.

- А зрителям как лучше?
- Конечно, на маленьких площадках смотреть интереснее. Все сконцентрировано, а не огромная поляна. Сейчас стадионы есть прекрасные – хоккеисты прямо перед тобой играют, все видно, перед глазами.
-------------------------------------------------------------
Съели, Стасики-Пимены?
# 26.01.2013 17:22
To: FroZt13,

канфан детектед =)
# 26.01.2013 17:36
Насколько я помню он забивал мощнейшими бросками с синей линии и его серьезно грязным приёмом травмировал Борис Александров-тогда Бориса и попёрли с Высшей лиги.
# 26.01.2013 17:42
To: Armando,
Не канфан ни разу. Просто человек, считающий, что нам нужно перенимать всё лучшее оттуда и учиться у них во многом, потому как они не посчитали зазорным учиться у нас и перенимать всё лучшее отсюда. Они перешагнули через свой канадский пафос и сделали это, почему мы не можем просто взять и сделать так-же? Заметь - комбинационность и всякие чисто советские штучки они взяли на вооружение, площадки же оставили свои. Я считаю, что на финские нам надо переходить, для начала. Несколько сезонов об этом пишу. Но не только в площадках дело. В показах ещё и т.д. Но КХЛ похоже реально пофиг на всё это. Ибо за пять лет в плане показов мало что изменилось.
# 26.01.2013 17:59
To: urtakul,
Александров и Гусев играли в одном клубе, ЦСКА. А случай с Александровым, о котором Вы скорее всего говорите, произошел в матче ЦСКА - Спартак, где покойничек ( царствие ему небесное!) нанес тяжелейшую травму спартаковцу Гурееву. Последний, кажется, после этого больше не играл... Но " поперли" его не только за это, а вообще, по совокупности. Парень тогда реально " звездочку поймал" и творил, что хотел...
# 26.01.2013 18:48
To: FroZt13,

да я согласен, но, видимо, что-то реально улучшать никому и не надо...
# 26.01.2013 19:41
Великий защитник ,легенда Советского Хоккея...Почёт и Уважение! С Днём Рождения!
# 26.01.2013 20:59
какое великолепное интервью! нето что нынешних читаешь и запомнить нечего
# 26.01.2013 21:04
To: FroZt13,
чаво ето мы сожрали с Пименом? да мы тоже нпрочь попробовать перейти хотябы на 2 м поуже поляны..
# 27.01.2013 01:22
To: unit03, Да Вы правы.
# 27.01.2013 03:27
To: FroZt13,
Для начала можно на финские.Травм и так много.А.Гусеву-долголетия.
# 27.01.2013 05:35
ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ, ДОЛГИХ ЛЕТ ЖИЗНИ
Для хоккейных рулевых России размер площадок - вопрос политический, а не технический. Поэтому, изменений никогда не будет, а весь этот лепет про конструктивные невозможности перехода и катастрофические последствия - бред полнейший.
Между прочим, площадки образца НХЛ своими длиной и шириной без проблем вписываются в правила ИИХФ (несколько лишних сантиметров не в счёт). В угловых радиусах разница посущественнее, правда. Кто сомневается - интернет в помощь, сравнивайте размеры, делайте выводы.
# 27.01.2013 08:42
Харламов, Гусев и Ко. сыграли бы и на треугольной площадке.
А для подавляющего большинства нынешних "забежал - бросил" естессно на узкой будет проще.
# 27.01.2013 22:07
To: Трольпитнаццыть, политический вопрос? -) А перестраивать трибуны на всех почти стадионах дело тоже политическое? -))
# 27.01.2013 22:58
На мой взгляд самый сильный защитник в истории советского хоккея Видел вживую и хорошо помню Был явно недооценен Тихоновым, потому что позволял себе, что в общем то характерно для многих того времени. Из за конфликта с Тихоновым и закончил рано , а броски были настолько сильные, что шайбы было не видно
To: Skif,
Политический - от того, что при слове "канадский" очень многие возбуждаются настолько, что мыслить логически не в состоянии.
Что касется стадионов, то 90% хоккейных арен России подлежат сносу, как безнадёжно устаревшие и убогие по своей вместимости. И ты это знаешь не хуже меня...))
# 27.01.2013 23:21
To: Трольпитнаццыть, ну снести то - дело относительно простое... вот построить стоит некислые деньги. Ты как, готов профинансировать строительство пары новых арен? -)) Так если б только политический вопрос был, а он ещё и в весьма сурьёзные деньги упирается, даже, говоря о перестройке старых арен... новые же ваще дело не лет, а десятилетий, увы.
To: Skif,
На днях писали, что в Эдмонтоне построят в центре города новую арену в 2016-ом. Можно не сомневаться, что сезон 16/17 Ойлерс сыграют уже там.
Деньги быстро найдутся, если их поискать. Даже отнюдь не миллионерская Рига как-то построила арену, которая теперь входит в пятёрку лучших в КХЛ (Минск, Питер, Ярославль, Казань). В России полно предприятий и даже людей, для которых 300-400 млн. евро - не бог весть что. Под лежачий камень вода не течёт...))
# 28.01.2013 02:05
To: FroZt13,
Что хорошего в маленьких площадках? Беготня туда-обратно. Очень тяжело из-за этого НХЛ смотреть. Такое ощущение, что ни одной осознанной комбинации.
To: steap,
Каждый видит то, что хочет увидеть. Комбинаций в НХЛ навалом, ежедневно пачками забиваются голы после двух-трёх пасов в касание. К примеру, после старта сезона НХЛ я ни разу тне включил КХЛ-ТВ. Зато посмотрел четыре матча "Сент-Луиса", который до Тарасенко меня совершенно не интересовал...))


# 28.01.2013 11:59
To: Трольпитнаццыть,
Я тоже в этом году посмотрел больше матчей НХЛ, чем за все прошлые вместе взятые (хайлайты не в счет). Но не понимаю я прелести такого хоккея. Куда круче напряженка, когда возят по зоне и из 100% позиции бросают.
# 28.01.2013 12:13

Александр Владимирович , ) Помню 76 год , Олимпиада и от вашей ноги шайба рикошетом в ворота Третьяка залетает . Как мы Вас материли ))) Но рано чехи радовались , наши тот матч выиграли и стали Олимпийскими Чемпионами !!! Долгих Вам лет и Здоровья !
# 28.01.2013 14:37
Отличное интервью, и Гусев велик.
Но насчёт маленьких площадок он ошибается. Большие лучше, на них хоккей интереснее.
# 08.09.2013 15:25
Здоровья Вам,дорогой Александр Владимирович!! Вы - не суперзвезда, ВЫ - ТИТАН хоккея!! Благодаря Вам и Вашей команде - сборной СССР, Вы подняли наш хоккей до невообразимых высот!! Спасибо Вам за Вашу игру!! Еще раз здоровья и долгих лет жизни, чтобы Вы никогда ни в чем не нуждались!! Вы это заслужили!
# 25.01.2016 18:24
Гусев - один из величайших отечественных защитников. Долгих ему лет и спокойной старости.
# 27.01.2016 12:57
Позитивный и трезвомыслящий старикан. Респект. Не то что вечно завистливое брюзжание Петрова, Михайлова и дяди Бори Майорова. Старик реально и трезво видит сегодняшний хоккей и знает толк в зрелищности. Поэтому и нет в его интервью мантры про канадский бей-беги и наш исконно комбинационный стиль как нац. идею. А то, что хоккей на канадских коробках зрелищней и динамичнее говорят все, кто на них играл
# 27.01.2016 13:01
To: kedr,
ага, ошибается не только он. Вот вам список "ошибающихся" - Быков, Билялетдинов, Фетисов, Д.Марков, Могильный, Жамнов, В.Козлов, Каменский, Житник, Зубов, Ларионов, Яшин (кого вспомнил)
# 14.05.2016 19:40
Узкие площадки не помешали нашим показать комбинационный хоккей!Однозначно уменьшать нужно!
# 12.12.2017 03:01
Лучшие пожелания Вам, Александр! Отчества не добавляю, ведь Вы ещё такой молодой! Будьте здоровы и дальше радуйте россиян своей игрой!