17:00
Металлург Мг - Локомотив

Петружалек: если бы не Раутаккалио, то играл бы в Риге

До нынешней осени российские болельщики и специалисты вряд ли что-то знали об этом чешском форварде. Сейчас же Якуб Петружалек – лучший бомбардир регулярного чемпионата, игра которого вызывает удивление и уважение.

После матча с ЦСКА нападающий побывал в редакции "Ледовой арены" и AllHockey.Ru и обстоятельно ответил на вопросы...

- Расскажите, как начиналась ваша карьера?


- Я точно помню, что встал на коньки в 4 года. В то время мой старший брат уже играл в хоккей, и мы всей семьёй ходили на игры. Литвинов — город с богатыми хоккейными традициями, где начинали многие великие хоккеисты, такие как Роберт Райкл, Мартин Ручински, Роберт Ланг, а также покойный Иван Глинка. Поэтому там превосходная хоккейная инфраструктура. Я играл за местный клуб до тех пор, пока не появился шанс попробовать свои силы в Канаде…

- В Россию вы впервые посетили в 2003. Какие впечатления остались у вас от той поездки?

- Тогда я был совсем молодым, поэтому было здорово увидеть другую страну. Я знал, что в России выступают классные мастера, которые играли на первых ролях в НХЛ. Так что пребывание в Ярославле и Санкт-Петербурге оставило только отличные воспоминания.

- Расскажите непосредственно о ЮЧМ в Ярославле.

- Сейчас уже не припомню всех подробностей, но участие на том турнире принесло мне бесценный опыт, ведь этот чемпионат мира был для меня первым крупным турниром в составе сборной. Хотя мы и уступили нашим главным соперникам словакам, и все ребята были очень расстроены, но я до сих пор очень благодарен тренеру за возможность впервые представлять свою страну.

- В 2004 году после того, как вас выбрала "Оттава-67" на драфте CHL, вы решили попытать счастье в Канаде. Ваш отъезд был заранее запланирован или это решение было спонтанным?

- Всё произошло без особой подготовки. В то время мы с моим хорошим другом Лукашом Кашпаром, ныне – игроком "Барыса", привлекались к играм главной команды в Литвинове. Однако в клубе не смогли пообещать некоторые условия, необходимые для успешного развития молодого хоккеиста, поэтому мы с Лукашем приняли решение уехать в CHL.

- Два года назад в России была создана МХЛ, где играют чешские юниоры, а также клуб из Словакии. Как по вашему, если бы в 2004 году был выбор, продолжить карьеру в молодёжной лиге Канады или России, выбор всё равно был на стороне Северной Америки?

- Я думаю, если бы в то время существовала Молодёжная лига в Восточной Европе, то чешским юниорам было бы не так просто выбрать между ней и CHL. Конечно, лично для меня многое бы зависело оттого, где бы мне предложили играть, но возможность поиграть в такой лиге я бы рассматривал вполне серьёзно.

- В вашем первом сезоне в CHL вы стали лидером по результативности среди новичков и даже сыграли в Мемориальном Кубке. Что вы помните о первом сезоне в Северной Америке?

- Это был один из моих лучших сезонов за океаном. Перед поездкой мне рассказывали о канадских юниорских лигах очень много хорошего, но на деле всё оказалось ещё лучше. Первоклассные болельщики, замечательный город и, пожалуй, лучшая инфраструктура в СHL – вот, что ожидало меня в столице Канады. В общем, играть в Оттаве было – одно удовольствие, и как вы правильно заметили, команде удалось сыграть в Мемориальном Кубке.

- В том же сезоне вы сыграли на МЧМ-2005 в США и выиграли бронзу. Вы считаете ту медаль главным успехом в вашей карьере?
- Вы правы, бронзовая медаль того чемпионата – одно из главных моих достижений на данный момент. Когда я сейчас вспоминаю тот турнир, то понимаю, что на нём я впервые сыграл против хоккеистов высокого уровня мастерства. Поездка на тот МЧМ очень хорошо повлияла на мою карьеру.

- В следующем сезоне вы вернулись в родной Литвинов, но заканчивали последрафтовый, дебютировав в AHL.

- Это был действительно безумный сезон. Сначала я поехал в тренировочный лагерь "Рэйнджерс", чтобы проявить себя и добиться контракта c главной командой. Вместо этого руководство нью-йоркцев предложило подписать договор с фарм-клубом из Хартфорда, что я и сделал. В том же году в после 13 сезонов в НХЛ в Литвинов вернулся сам Роберт Райхел, который и предложил мне вернуться в родной клуб. Правда, за пару месяцев, проведённых в составе "Литвинова", я не получал необходимой игровой практики. Это и послужило причиной возвращения в CHL, откуда под конец сезона меня вызвали в Хартфорд.

- После этого вы выступали в ECHL и AHL. Как вы думаете, американская лига стала для вас школой жизни?

-  Самый главный жизненный опыт я получил, именно играя в AHL. Любому европейцу, выступающему в этой лиге, придётся научиться очень многим вещам. В фарм-клубах команд НХЛ далеко не всегда заботятся о том, где и в каких условиях живут хоккеисты. Главное, что я приобрёл за три сезона в "Хартфорде" и "Олбэни" — жить самостоятельно вдали от дома.

- Первый матч в НХЛ вы провели за "Каролину", куда вас обменяли из Нью-Йорка. Что вам помешало дебютировать в задрафтовавшем вас клубе и закрепиться в составе "Харрикейнс"?

- В любой команде НХЛ очень высока конкуренция за место в основе. Возможно, я был не достаточно хорош, чтобы остаться в системе "Рейнджерс". В "Каролине" мне дали шанс закрепиться в основе. и я неплохо сыграл, заработав очко в первом же матче. К сожалению, в то время в "Харрикейнс" было много крайних нападающих хорошего уровня и вскоре меня "спустили" обратно фарм-клуб. Там я продолжал ежедневно трудиться в поте лица, чтобы показать менеджменту, на что я способен.

- Было ли вам трудно решиться на возвращение в Европу после североамериканского этапа вашей карьеры?

- Играя в системе клуба НХЛ, я неплохо прибавил в мастерстве, однако после трёх лет я не видел серьёзных причин, чтобы оставаться в АХЛ. Необходимо было найти более интересное продолжение карьеры, поэтому мы с агентом решили поискать новый клуб в Европе. Наш выбор остановился на Финляндии, потому что стиль игры в СМ-лиге напоминает канадский, к тому же там выступают многие именитые хоккеисты.

- Судя по хорошей статистике (третий бомбардир "Лукко" в обоих сезонах), вы довольно успешно адаптировались к СМ-лиге.

- Если бы не предложение из Хабаровска, то я бы до сих пор играл в "Лукко". Руководство команды очень помогло мне в адаптации к финскому хоккею и жизни в незнакомой стране. Мне очень понравилось в Финляндии, и я бы не прочь поиграть там в будущем.

- Предложение из Хабаровска стало для вас сюрпризом?

- Сначала меня приглашали в рижское "Динамо", но, когда договор с клубом был практически подписан, новый наставник рижан финн Пекка Раутакаллио заявил, что хочет видеть команде только финских легионеров и мой переход в Латвию сорвался..Вскоре со мной связались представители "Амура", которые заявили, что Ханну Йортика хочет видеть меня в составе. Я с радостью согласился на предложение из Хабаровска, ведь я надеялся получить достаточно игрового времени, выступая за дальневосточный клуб.

- В Финляндии вашими товарищами по команде были Алексей Широков, Янне Нискала и Петри Веханен. Советовались с ними перед переездом в КХЛ?

- Я довольно часто общаюсь с голкипером "Ак Барса" Петри Веханеном. До подписания контракта с "Амуром" он рассказал мне о многих российских городах и ситуации в клубах КХЛ, в том числе, много хорошего о Хабаровске и Казани.

- Думаю, вы уже в курсе, о некоторых особенностях "Амура". Каково было ваше первое впечатление от клуба и города?

- Уже через час после приезда я буквально влюбился в Хабаровск. Он сильно отличается от европейских городов своей чистотой и многоплановостью. Меня сильно порадовал серьёзный подход к хоккею на Дальнем Востоке, замечательная арена, которая неизменно заполнена до отказа, и, конечно, наши преданные болельщики. Когда за тобой наблюдают 7000 зрителей, просто невозможно не выкладываться на максимум в каждой игре.

- Как вы оцениваете уровень КХЛ по сравнению с СМ-лигой?

-  В чемпионате КХЛ играют больше команд и шире хоккейная площадка. Здесь проповедают совершенно иной стиль хоккея: более спокойный и комбинационный. В СМ-лиге игра по манере больше напоминает североамериканскую со всем её главными атрибутами: обилием контактной борьбы и высокими игровыми скоростями.

- В прошлое межсезонье "Амур" полностью поменял состав легионеров. С какими проблемами вы столкнули в России?

- Другие легионеры очень помогли мне с адаптацией, ведь, когда играешь далеко от дома, очень помогает общение с теми, кто тебя полностью поминает. Недавно я начал изучать русский язык, и, надеюсь, будущем это поможет мне в наладить взаимопонимание со всеми товарищами по команде. Ещё до перехода в Хабаровск мне было известно, что в каждый выезд "Амур" летает долговременным рейсом. К этим и другим особенностям команды я был готов, и нисколько не жалею, что перебрался в Россию.

- Что вы можете сказать о Ханну Йортике, который, по мнению большинства специалистов, является ответственным за успехи "Амура"?

- Йортика тренирует различные команды уже более 20 лет и за эти годы он много добился. Поэтому можно сказать, что его руководство помогло нашей команде подняться на лидирующие позиции в КХЛ.

- За счёт чего вам удаётся доминировать на площадке?

- На каждой тренировке я стараюсь работать над всеми компонентами игры. Порой меня недооценивают из-за небольшого роста, но я могу сыграть и в североамериканской манере. Я всегда пытаюсь как можно быстрее наладить взаимопонимание с новыми товарищами по звену, чтобы наши смены проходили с пользой для команды.

- Ваша самая заветная мечта в хоккее?

- Во время выступления в Северной Америке моей самой заветной мечтой был дебют в НХЛ, и однажды она сбылась. Сейчас я играю в КХЛ, и, конечно же, стремлюсь выиграть Кубок Гагарина. Ещё в Финляндии у меня возникла идея: если моей команде удастся выиграть чемпионат, я прокачусь по городу на машине для заливки льда. Надеюсь, что моя мечта снова сбудется.
Источник фото: Официальный сайт КХЛ

Комментарии Правила

Интересные материалы

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают