Пора делать бизнес

  • Allhockey.ru
  • Allhockey.ru
  • 10.09.2007
  • КХЛ
Новости
21 февраля, пятница
+
Эпилог дочитан, книга захлопнута. Последняя ниточка, связывавшая нас с эпохой ПХЛ, оборвалась вчера одновременно с открытием ледового шеститысячника в Балашихе.

Но с каким бы энтузиазмом нынешнее руководство хоккейной федерации ни присваивало себе заслуги предшественников по массовой застройке страны новыми дворцами, наша благодарность причитается все же не ФХР. Ибо правда заключается в том, что все новоселья, справленные клубами суперлиги по настоящий момент, случились благодаря профессиональной лиге. Потому-то, пусть даже след ПХЛ давно простыл, вчерашний праздник в Балашихе и следует считать последним салютом в ее честь.
 
Единственное, что потребовалось сделать Владиславу Третьяку и его команде, - это оставить в силе соответствующий пункт договора клубов с умертвленной лигой, заключенный задолго до того, как на Владислава Александровича нахлобучили корону российского хоккея. Убеждать губернаторов и олигархов в том, что вкладывать сотни миллионов долларов в строительство современных ледовых арен необходимо, разумно и в конечном счете даже рентабельно, пришлось не ему. Этот титанический труд задолго до него проделал экс-глава ПХЛ Владимир Шалаев.
 
Здесь, кстати, нелишне напомнить, что в тот момент, когда лига впервые выставила клубам свой ультиматум (либо стройте дворцы вместимостью в 5500, либо прочь из чемпионата), Шалаеву рукоплескали далеко не все. Многим тогда привиделось, что ПХЛ решила задушить небогатые клубы, что городам вроде Нижнекамска и Череповца новые арены окажутся не по карману, что через четыре года Суперлига искусственным образом сократится до 10 - 12 команд и что в городах, где денег на новые сооружения не найдут, хоккей вымрет. Тем, кто так считал, я могу лишь предложить окинуть взглядом наше нынешнее хоккейное хозяйство. И заодно честно ответить на вопрос: было ли в российском хоккее за все 16 постсоветских лет сделано что-нибудь более полезное, чем это?
 
В результате форсированного строительства 12 клубов Суперлиги из 20 уже сегодня квартируют в дворцах XXI века, причем в скором времени к этому списку обязались присоединиться еще и \"Трактор\" с \"Ладой\".
 
Я далек от того, чтобы совсем уж идеализировать шалаевскую лигу. Говоря откровенно, ПХЛ развивалась слишком медленно, далеко не все в ней было прогрессивным, я и сам в те годы ее постоянно за это критиковал. Будь иначе, клубы наверняка не позволили бы федерации \"сожрать\" ПХЛ настолько безропотно. Но программа новых арен оказалась ее несомненно лучшим детищем и по своей задумке стала первым шагом на пути к превращению российского хоккея из дотационной обузы в прибыльный бизнес.
 
Убежден, что именно выстраивание разумной бизнес-структуры и должно стать главной целью всего хоккейного сообщества на ближайшие годы. Нам всем придется проникнуться пониманием того, что без этого хоккей в России обречен на отсталость, прозябание и в конечном счете - на вымирание. Причем в авангарде этого долгожданного торжества разума должны идти те 12 клубов, которые за последние семь лет уже переехали в новенькие дворцы. Хозяйничая в аренах с современными видеоклубами, просторными фойе и многочисленными люкс-ложами, они просто не имеют оправданий не генерировать солидный доход.
 
Однако инициатива в реальной коммерциализации, а не ее нынешней жалкой имитации, конечно же, может исходить только от владельцев клубов. Они должны раз и навсегда расхотеть мириться с тем, что сегодняшней суперлиге принадлежит абсолютный мировой рекорд по неэффективности вкладываемых средств. По всем канонам здравого смысла люди, организации и ведомства, чей капитал в размере сотен миллионов долларов ежегодно транжирится и разворовывается при их попустительстве, обязаны сплотиться и встать на защиту собственных денег.
 
Покуда балом правит ФХР, ничего этого произойти, разумеется, не может. Сегодняшнее устройство суперлиги таково, что прибыльным бизнесом хоккей является лишь для самой федерации, которая стрижет с клубов купоны, не вкладывая при этом ни рубля. Понятно и то, что, покуда большинство клубов питаются деньгами налогоплательщиков, вставать на защиту транжирящихся миллионов мало кому интересно - не свои же разлетаются деньги. Но ведь есть, в конце концов, в российском хоккее и реальные собственники во плоти и крови. Вот для них я и попробую нарисовать наглядную картину.
 
Например, для Алексея Мордашова, владельца \"Северстали\". Представьте себе, Алексей Александрович, что вы сидите возле включенного пылесоса и каждую минуту всовываете в ненасытный агрегат тысячерублевую купюру. Непрерывно, ежеминутно, круглосуточно и круглогодично, на протяжении многих лет. Минута - тысяча рублей. Примерно в такую сумму, полагаю, обходится вам беспросветный середняк российской суперлиги, без учета расходов на новый дворец. И надежд на возврат инвестиций - никаких. Нравится вам эта ситуация?
 
А вот картинка для Виктора Рашникова, владельца магнитогорского металлургического комбината и хоккейного \"Металлурга\". Знаю, что вам, Виктор Филиппович, в отличие от череповецкого коллеги хоккей искренне по душе и что вы о потраченных на него деньгах не жалеете. Но неужели вам безразлично, что на первые два матча чемпионата против \"Химика\" и СКА ваш новенький красавец дворец не заполнялся даже наполовину? Даже если забыть о том, что на нераспроданных билетах клуб недозаработал порядка 100 000 долларов, неужели вам не кажется, что такие проплешины на трибунах губительны для имиджа действующего чемпиона страны? Как думаете, что сделали бы в \"Анахайме\" с директором по маркетингу, если бы стартовые домашние матчи обладателя Кубка Стэнли собирали по три тысячи человек?
 
Не знаю как вам, а мне осточертела присказка, что у России, дескать, во всем должен быть свой уникальный путь. В построении вокруг профессионального хоккея прибыльной индустрии никакого собственного пути у России нет и быть не может. Есть цивилизованный путь, по которому давно идет весь остальной мир, и есть путь, оправдывающий бездарщину, разгильдяйство и воровство. Цивилизованный путь в любой отрасли человеческой деятельности доказывает, что качественный продукт может получиться только у тех, у кого есть кровная заинтересованность в его прибыльности. И именно по этому маршруту должен наконец отправиться наш хоккей.

Павел Стрижевский, \"Спорт-Экспресс\"
Дата: 10.09.2007

Возможно вас заинтересует

Комментарии 0

Комментариев пока нет