Леонид Тамбиев: в КХЛ должно быть четко и понятно для всех. Здесь жижу лишнюю и шелуху отметать надо

8 ноября 2022, вторник 18:05
Большое интервью с главным тренером "Адмирала" Леонидом Тамбиевым.



"Адмирал" в регулярном чемпионате вызывает восхищение - боевая и работоспособная команда, которая уверенно вклинилась в борьбу за плей-офф на Востоке. Клуб из Владивостока - один из немногих, сумевший привезти пять иностранцев. При этом чех Либор Шулак стал звездой лиги. Но самое главное, что у "Моряков" выделяется система игры, которая, безусловно, отражает задумки главного тренера Тамбиева и его штаба. В большом интервью порталу AllHockey.Ru Леонид Григорьевич рассказал о причинах успеха команды, летней селекции, что дали ему сезоны, проведенные в МХЛ и ВХЛ в качестве тренера, а также о своей игровой карьере. 


"К Шулаку я ездил в Чехию. Убедил его, чтобы отыграл сезон за "Адмирал""

- Как бы вы охарактеризовали пройденную треть чемпионата для "Адмирала"?

- В плане результата довольно неплохо, но многое нужно подправлять. Есть то, над чем необходимо работать.

- Много игр у "Адмирала" в регулярном чемпионате заканчивались за пределами основного времени. Вы бы назвали это "фишкой" команды?

- В силу ряда причин, наверное, нам тяжело обыгрывать, как правило, в основное время. У команды есть характер, она борется до конца. Было много матчей, где мы отыгрывались, проявляли волю к победе. И за 35 секунд до конца основного времени сравнивали, и за две минуты. В Челябинске сняли вратаря и отыгрались. Ребята играют до конца, не опускают руки по ходу матча. Второй момент - мы умеем играть по счету. Когда ведем, то ребята еще больше сплачиваются, играют друг за друга. У хоккеистов немного поменялась философия. Когда мы выигрываем, то стараемся играть более системно, более просто, без лишних индивидуальных ошибок.

- Все отмечают вратарскую бригаду "Адмирала", хотя до старта сезона никто не ставил тандем Серебряков - Лазушин в топы. В чем причины их преображения?

- Здесь все вместе. Полевые игроки много блокируют бросков, стараются не позволять сопернику создавать ситуации, где нас "разрывают". Более компактно пытаемся играть в обороне. Отмечу и тренера по вратарям, он много возится с ребятами. Всегда говорю, что голкиперы чувствуют, как играет команда: с каким настроем, с какой самоотдачей. Если команда играет расхлябанно, вальяжно, то это сказывается на игре голкиперов. У нас ведь командный вид спорта, поэтому здесь все вместе, все едино. Должны в унисон работать и полевые, и вратари. Когда это есть, то появляется некоторая "химия" в команде.

- Как удалось привезти пятерку легионеров? Учитывая, что на рынке с иностранцами беда, на Дальний Восток тоже проблемно привезти хоккеиста.

- Генеральный директор клуба Алексей Ан, спортивный директор Вадим Аверкин, мы все сработали. Изначально запланировали, что должно быть пять легионеров. Я бы не отказался от ряда российских игроков, которые играют в других командах, но вы ведь понимаете, что нелегко привезти их в "Адмирал". Изначально знали, что нужно именно пять иностранцев, чтобы заполнить нам недостающие вакансии. Мы начали искать их (прим. – легионеров) с марта месяца, просматривали много кандидатов.

Удалось договориться с Елисеевым. К Шулаку я ездил в Чехию. В Остраве мы с ним встречались лично. Убедил его, чтобы отыграл сезон за "Адмирал". Он отреагировал положительно. После этого сказал ему: "Значит, у нас есть капитан на следующий год". Кристофа отметил на чемпионате мира, он играл за Словакию в первом звене. Колби Уильямса просматривали вместе с Андреем Банадой – он отвечает за защитников у меня. Нам нужен был оборонец в пару к Шулаку. Мозик отказался ехать в Россию, поэтому нам нужен был к Либору "домосед", чтобы для Шулака были немного развязаны руки, потому что он - подключающийся защитник. Червены я набрал, и мы пообщались. Он собирался ехать в Россию, но только в другой клуб. Переговорив с ним, он выбрал "Адмирал". Вот такая история. Так всех и собрали. Кого-то убедили, с кем-то встретились. Они все к августу приехали, влились в команду.



- Не было опасений, что кто-то из легионеров может "слететь", отказаться ехать в Россию в последний момент?

- Были. Вот история с Елисеевым. Он сыграл только две игры всего, а остальное время тренировался. Конечно, настроения ему это не добавляло. Мы не могли наиграть легионерское звено в большинстве. Человек весь август не играл, а только тренировался. Не знали до последнего - сможет ли он выступать. Буквально за три часа до игры с "Куньлунем" второго сентября пришла новость, что Елисеева допустили. С Николаем была сложная ситуация. А по поводу остальных… Был уверен только за Либора, что он точно приедет. С другими - сложнее, но они приехали, играют, довольны всем.

- Постоянно можно услышать фразу, особенно от клубов соседней конференции, что выезд на Дальний Восток - самый сложный. Для вас как ситуация обстоит с поездками на Запад?

- Мы живем по дальневосточному времени на выезде. Ну а что тут сделать? Для меня неприемлемо жаловаться на смену часовых поясов, ребятам не прививаю это качество. Не нужно искать оправданий, а нужно искать решение. Вот такой у меня девиз. Я могу логистику поменять? Вот мы четвертого ноября прилетели после серии из четырех матчей в гостях. На следующий день потренировались, дали игрокам сутки отойти от поездки. Следующая игра через день после прилета.

- Так как вы живете по времени Дальнего Востока, играя на Западе, то матчи в будний день в условной Москве - в два часа ночи по Владивостоку. Как организм это переносит?

- Там быстрее адаптация проходит. Когда прилетаем в Москву, то пара дней и нормально. Сложнее, когда прилетаем к себе домой, когда начинаешь переключаться на московское время. Когда играем в Омске, Новосибирске - полегче. Когда играем в Москве, Питере и прилетаем во Владивосток, то семь часов разницы… Природу не обманешь, это ведь организм. Чтобы ты не делал, как бы ты не тренировал - все равно сложно. Опять же, никаких оправданий, я это не приветствую и игрокам запрещаю даже думать.



- Чем обусловлено преображение Шулака? Он ведь сейчас - одна из звезд лиги.

- Он большой профессионал от А до Я. Отношение к делу у него на высочайшем уровне. Дорабатывает, тренируется много дополнительно. Второй момент - Либору важно играть в своей команде. Доверие тренера ему важно, чтобы он чувствовал себя, как в своей тарелке. Ну и третий момент - он лидер по натуре. Я его и поставил по этой причине капитаном. Самое главное, что мне нравится - он лидер на площадке и на скамейке. В раздевалке много не говорит, но, когда выходит на лед, он преображается. Я ему даю свободу в определенных моментах, но в рамках держу. Даю ему тот хоккей, в который он любит играть.  Если его поставить в жесткие рамки, то он не будет показывать такой результат. Он в "Адмирале", как в семье находится. У нас позитивная рабочая атмосфера в команде. В том клубе, где он будет себя неуютно чувствовать, не проявит себя так. Вот в Швеции он не играл так ярко, а чемпионат этой страны точно не сильнее КХЛ. Он мог остаться там, но выбрал нас. Это тоже о многом говорит.

- Вы приводили примеры характера команды: отыгрывались за несколько минут и секунд до конца матчей, можно еще вспомнить последнюю игру в Челябинске. Как вы чувствуете эти моменты?

- Ребят очень хорошо уже изучил. По ходу матча больше смотрю, кто и как мелькает и, кто и как "звенит". Отсюда и делаю замены. В Челябинске за 4,5 минуты до конца матча вратаря снял, потому что понимал, что в равных составах мы не сравняем. Это был последний шанс нам отыграться. Именно в большинстве, потому что в равных составах нам не много "Трактор" позволял сделать. А тут удаление - это как раз был момент, где можно было сравнять. 0:1 или 0:2, какая разница? Ноль ведь очков.



- Вы говорили, что для вас важна дисциплина. В чем она выражается?

- Сразу скажу, чтобы все стереотипы "поломать". Я люблю, когда команда управляется мной, когда она слушает и выполняет это на льду. Слушает и слышит тренера. Стараюсь выстроить все так, чтобы команда играла в тот хоккей, который я им прививаю. Чтобы игроки твердо психологически знали, что, как я говорю, именно так надо. И это дает результат. Потому что все определяет результат. Я вот читаю там, что в столовой строю ребят. Это бред, конечно. Дисциплина – это, чтобы игроки слушали и выполняли задумки тренерского штаба. Если команда неуправляема, то она ничего не добьется, какие бы звезды не были собраны в ней. Правила и законы у меня для всех одинаковы.

"Рад, что прошел все ступени развития. Я не спешил работать в КХЛ,  развивался как тренер, набивал себе шишки"

- Вы - человек, который прошел в качестве тренера всю систему: от МХЛ до КХЛ. Что вам это дало?

- Я рад, что прошел все ступени развития. Я не спешил работать в КХЛ,  развивался как тренер, набивал себе шишки. После первого чемпионства с питерским "Динамо", когда мы выиграли Кубок Петрова, меня спросили про работу в КХЛ. Я тогда сразу сказал, что не готов быть тренером в этой лиге. Мне нужно было пройти все ступени. Нужно было понимать, как выстраивать диалог с игроками, как себя вести. Но даже сейчас, попав в КХЛ в такой график… Думаю, не все тренеры понимают, как с таким расписанием все выстраивать: тренировочный процесс, фазы отдыха и питания, как правильно подходить к матчу и, так же правильно готовить хоккеистов к играм. Россия – большая страна, для нас перелеты длинные. Некоторый опыт получаю уже по ходу чемпионата, честно вам скажу. Я рад, что прошел все ступени, очень мне помогло. В "Динамо" Санкт-Петербург отработал три с половиной года с Сергеем Черкасом. Я занимался там только хоккеем. Он очень мудрый руководитель, понимал игру, давал мне развиваться как тренеру. И ругал, и направлял.

- Исходя от этих ступеней, вы меняли подходы?

- Конечно. Молодежная лига - воспитательная работа. Ты своим личным примером все показываешь. Очень много тренировались, много вкладывали в ребят, начиная с технических и физических моментов. МХЛ - это эмоции. ВХЛ - это уже взрослая лига, другая работа. Я быстро там адаптировался. Уже ведешь себя там по-другому, так как работаешь с мужиками, иначе диалог с игроками строишь. В КХЛ должно быть четко и понятно для всех. Здесь жижу лишнюю и шелуху отметать надо.  



- Мне рассказывали, когда вас назначили главным тренером "Сарыарки" в ВХЛ, то вы первым делом зашли в раздевалку и сказали: "Слушайте меня, и мы выиграем Кубок Петрова".

- Да-да, так и было (смеется). Просто уверенно зашел тогда в раздевалку после чемпионского года. Тот состав, который был в "Сарыарке" - они занимали не то место на тот момент. Я им сразу дал понять, что нужно изменить все стереотипы, тренировочный процесс, причем быстро. И ребята - молодцы, бегло тогда перестроились. Они играть умели. Я их всех помню: Руслан Ибатуллин, Леонид Метальников - нынешние хоккеисты "Адмирала", Максим Кицын, Айрат Зиазов, капитаном был Павел Махановский, который в "Амуре" сейчас выступает. Все ребята были в хорошем хоккейном возрасте. Команда чемпионская была собрана, мне просто нужно было выстроить все, как надо, чтобы сделать боевую единицу. Мы с Андреем Анатольевичем Банадой этим занимались. Ребята поверили - это самое главное. Важно ведь не то, что говоришь, а как говоришь. А если сомневаешься, то хоккеисты это видят.

- Вы сказали, что в "Сарыарке" была чемпионская команда, но ведь в Питере ей "не пахло", но тоже взяли Кубок Петрова.

- В первый год было много ребят из молодежной команды. Вообще питерское "Динамо" в плане развития очень много дало игроков: Дыняк, Ручкин, Самонов Александр. В первый сезон мы набрались опыта, ребята окрепли, а затем точечно на недостающие позиции собрали игроков. Но мы же год со всеми трудились, базу заложили. И хоккеисты на второй год начали раскрываться. Мы в первый сезон прошли "Торос" в плей-офф, а это была крепкая команда. Как сейчас помню - 4:2 в серии. Вышли на "Торпедо" из Усть-Каменогорска - опытная команда, уступили им в семи матчах. Нам не хватило немного стройности во вратарской линии. А на второй год пришел Саша Самонов, который не подошел "Витязю". Мы получили сильного вратаря, который, как раз, раскрылся в петербургском "Динамо", а после этого в КХЛ заиграл. Плюс помогло сотрудничество с "Витязем". Миша Орлов вошел в команду. Саша Кулагин, Ваня Петраков боевыми единицами стали, очень усилили команду. Вот эти ребята прямо влились, нам ко двору пришлись. Их время пришло. Мы очень сильно прошли "регулярку" (прим. – сезон-2017/2018). Создали сплав молодости и опыта. Ребята молодые подготовленные были: Дыняк, Ручкин. Чебыкин пришел к нам. Коля дерзкий был, немного с ним повозиться пришлось (улыбается). Еще Саня Шевченко, Антон Берлев в чемпионском составе "Динамо" Санкт-Петербург играли, которые в "Адмирале" сейчас. Капитаном команды был Дима Молодцов.

Очень большая глубина была – шесть троек нападения, плюс работа правильная велась с резервом. Постоянно мы "свежую кровь" вливали, поездки ведь долгие в ВХЛ. И ребята так хотели играть, что не надо было никого уговаривать. Ставишь, а он еще сильнее играет, чем тот хоккеист, который в ротацию попал. Вот интересная серия была там со "СКА-Невой" (прим. – финал Кубка Петрова-2018), а до этого прошлись по всем. Мы сильно выглядели. Ребята по спортивному очень мотивированными были, все в КХЛ хотели играть. Ну они потом и поехали все туда, всех разобрали. Илья Назаревич тогда шикарный сезон провел, с ним пришлось повозиться тоже немного. Интересное время было, всех ребят помню.



- Антон Назаревич, который выступает за "Сибирь" сейчас, рассказывал, что вы лично его позвали в МХК "Динамо" Санкт-Петербург. Общаетесь с игроками, с которыми работали раньше, но уже представляющих организации КХЛ?

- По поводу Антона Назаревича. Очень много ребят в молодежке московского "Динамо" было тогда, а мы в Пинске вместе тренировались. Я говорю их главному тренеру: "Отдай Антона, у тебя много пацанов". Я тогда первый год в молодежке петербургского "Динамо" работал. Еще Васильев был игрок  - тоже интересный парень, но не смог переключиться во взрослом хоккее. Честно говоря, не хваля себя, они сами всегда подходят. Мне приятно и тепло. И Дыняк, и Ручкин, и Саня Самонов.  Я работал с ними честно всегда, старался быть справедливым ко всем, они это чувствуют. Как тренера меня это радует, это здорово. Потому что я их и ругал, и наказывал, и хвалил. Тут было все вместе. Приятно видеть ребят, которые достигли таких результатов – играют в КХЛ. Боюсь кого-то забыть. Многие сейчас играют, причем на ведущих ролях.

"Раньше ведь как? "Поднял на вилы" и дальше поехал"


- У вас выдалась интересная игровая карьера. Расскажите про жизнь хоккеиста в 90-е.

- Это было интересное время. В СКА Ленинград мне предложили пройти армию. Не попадаешь в спортивную роту тогда - с хоккеем можешь заканчивать. Я вот два года играл. Сначала в СКА-2, мы тогда на Звенигородской в районе Пяти углов жили. Я сильно отыграл во второй лиге, Геннадий Дмитриевич Цыганков поднял меня в первую команду. И вот сезон отыграл в Высшей лиге, мне тогда было 19 лет. Играли тогда, чтобы вкусно покормили, про деньги никто не думал. В СКА Ленинграде была премия 50 рублей за победу. Правда, СКА много не выигрывал. Я тогда без зарплаты был, солдат ведь. А вот премию Цыганков давал молодым. Выигрывали – 50 рублей получали. Первый раз, кстати, за границу поехал со СКА. Ночь не спал, думал возьмут или не возьмут? В итоге не "отцепили", паспорт ведь еще заграничный нужно было сделать. А в декабре в Швецию поехал во вторую поездку – тоже со СКА. Клюшку дали помню первую импортную  - это вообще праздник был.

- В своей хоккейной карьере вы много поиграли в Европе. Это из-за тяжелой экономической ситуации в странах бывшего СССР в те времена?

- Меня звали в Казань, была тогда межнациональная хоккейная лига, но я выбрал Данию, потому что 90-е, везде все разваливалось. В Европе более спокойно было. Потом период, когда Цыгуров позвал меня в "Торпедо" в первую лигу. Мне 32 года было. Затем "зацепил" шесть месяцев в Хабаровске, там хороший уже чемпионат был, но не пошло. В ноябре меня освободили, и я обратно в Европу вернулся. Грех жаловаться. В 38 лет закончил, поиграл во многих странах в высших дивизионах: в Швейцарии, в Германии. Карьера игрока хорошо сложилась. Если бы сейчас мне, будучи хоккеистом, предложили играть в России в КХЛ, если бы смог пробиться, то два раза не думал. В КХЛ поехал однозначно.

- Хоккей тех времен сильно отличается от нынешних?

- Все хоккеисты, все ребята сейчас физически гораздо сильнее, мощнее и быстрее. Хоккей стал более атлетичным. Много борьбы, надо быть в хорошей форме. Раньше было больше свободы, больше импровизации. Были какие-то собрания, но не припомню, чтобы уделялось настолько времени системности, организации игры, как сейчас. Дисциплине всегда уделялось много внимания, но сейчас это в разы выросло. Раньше больше, может быть, было игровичков. Сейчас тоже возвращается время маленьких хоккеистов. С учетом того, что площадки меньше стали и удаляют, в принципе, за все. Раньше ведь как? "Поднял на вилы" и дальше поехал. Как говорил Владимир Юрзинов: "тулуп надел и поехал с ним".
Много физики сейчас. Посмотрите на игроков. Они ведь все рослые, ноги и руки длинные. Экипировка даже сейчас другая. Бросают сильнее, клюшки другие. Смотришь вот игры 80-х, недавно пересматривал "Чудо на льду", видишь вратарей, так там половина ворот свободные. Ловушка такая, что не понимаешь, как можно было ей что-то ловить. А сейчас амуниция, низ вратари перекрывают, ничего по льду не забьешь практически. Жизнь поменялась и хоккей тоже.

- Вы говорили, что тогда не было системы, но ведь сейчас без нее не выиграть.

- Естественно. Раньше можно засчет того, что ты здорово катался взять шайбу и из-за ворот своих проехать . Да, два раза потерять ее на дальней синей, но на третий раз ты создашь момент или гол забьешь. Харламов вот брал шайбу и, благодаря тому, что здорово катался, был координированным, юрким, маневренным, его не остановить было. Или Балдерис с его скоростью! Играл под красной линией все время. Отбирали шайбу и выбрасывали на "рыбачка", и Балдерис убегал в ноль, а в ноль он разбирался. Сейчас вы можете такое представить? Будет кто-то на красной линии "дежурить", а четверка обороняться, ну и забьют пять на четыре. И тренер сразу посадит хоккеиста, еще и скажет: "Ну что, друг мой, кто в обороне отрабатывать будет?".

В НХЛ и в КХЛ много ярких личностей, все равно креатива много. Сейчас тяжелее просто все стало делать. Гретцки немного обогнал время. Сколько бы он раз забил сейчас? Овечкин старается его догнать. Гол в нынешнем хоккее тяжелее забить. Вратари играют, броски накрывают, полевые блокируют.