Юрий Кузьмин: мой лучший снимок еще впереди!

12 июня 2020, пятница 11:40
Фотограф КХЛ Юрий Кузьмин в рамках рубрики "Работа в хоккее" поделился секретами успеха в своей профессии, а также рассказал о том, как он начал снимать хоккейные матчи.



"Понял, что могу зарабатывать фотографией, по окончании института"


- Юрий, как вы начали увлекаться фотографией?

- Я с детства был футбольным и хоккейным болельщиком. Со временем начал ходить на стадион, где собирал билеты и программки с матчей, на которых бывал. Так уносил частичку футбола и хоккея с собой. А потом, с развитием цифровой фототехники, мне пришло к голову, что я могу делать фотографии. Так все и произошло.

- Давно ли следите за хоккеем и есть ли у вас какие-то болельщицкие пристрастии?

- В данный момент у меня никаких пристрастий нет. А за спортом я слежу, сколько себя помню. Конкретно - с шести лет.

- Как ваше увлечение фотографией переросло в профессию?

- Стал фотографировать, будучи на третьем курсе МЭИ. Параллельно совмещал это хобби с учебой. А по окончании института понял, что могу зарабатывать какие-то деньги фотографией. Поэтому выбрал профессию фотографа, а не ту, которую получал в институте. Учился, к слову, на инженера.

- Где и как вы учились фотографировать?

- Фотографии нигде не учился. Я занимаюсь репортажной спортивной съемкой, где ты просто приходишь и снимаешь. И в какой-то момент у тебя что-то начинает получаться.

- Снимали ли вы что-либо еще, кроме хоккея?

- Да, в самом начале своей карьеры снимал все: футбол, мини-футбол, баскетбол и хоккей. Когда образовалась КХЛ, сосредоточился исключительно на хоккее, и у меня перестало хватать времени на что-либо еще.

- Как вам удалось попасть на работу в КХЛ?

- В межсезонье 2008 года, когда КХЛ запускалась, познакомился с главным фотографом лиги Владимиром Беззубовым. В первом сезоне он работал один, и ему нужны были помощники. Собственно, после первого года, который отработал по договору, в КХЛ посчитали, что я им подхожу, и взяли меня в помощь Беззубову.


- Помните ли вы свой первый матч, который отработали в качестве фотографа?

- В первый раз пришел с аккредитацией на хоккей в декабре 2004-го на матч ЦСКА - "Молот". А первая съемка, которую отправил в КХЛ, была с игры "Атлант" - "Спартак".

- В лиге вы работаете с легендой отечественной спортивной фотографии Владимиром Беззубовым. Каков он в работе и в жизни?

- Он - большой человек с большим сердцем. Владимир - очень скромный, хотя поначалу может показаться наоборот. Поэтому он всегда отказывается от интервью. Это большой профессионал, который горит на работе и обожает фотографировать хоккей и саму игру.

 

"Для меня фотография в большей степени - творчество"

- Какая у вас любимая фотопозиция на арене?

- Все арены не похожи друг на друга. На каждом стадионе у меня есть свои любимые фотопозиции. Если брать в общем, то лучшая позиция - между лавок. Но, к сожалению, в КХЛ сейчас практически не осталось таких аренах, где можно было бы оттуда снимать.

- Какой стадион из представленных в КХЛ вам кажется наиболее или наименее удобным для работы?

- Я обожаю "ЦСКА Арену", она моя самая любимая. А если говорить о самом неудобном стадионе, то это арена на Ходынском поле. В чем это выражается? Это связано с конфигурацией арены и с доступными на ней фотопозиции. Именно по этим параметрам стадион на Автозаводской кажется мне идеальным.

- Доводилось слышать, что на фотографов часто кричат болельщики, дескать, те мешают им смотреть хоккей. Часто ли вам приходится выслушивать претензии?

- Нет, нечасто. Я стараюсь уважительно относиться к болельщикам. Они заплатили деньги, пришли на хоккей, сидят на своих местах и хотят видеть игру. Мы вместе с пресс-службами клубов стараемся так ставить фотопозиции, чтобы они не мешали болельщикам смотреть хоккей и не провоцировали конфликтов, которые очень сильно отвлекают от работы.

- Как выглядит рабочий день фотографа, снимающего хоккей?

- В зависимости от редакционного задания. Иногда бывает так, что нужно приехать на предматчевую раскатку и снять игрока, который только что перешел в команду, которая играет сегодня. Если же у меня стандартная съемка, то приезжаю за два - два с половиной часа до игры. В это время, согласно регламенту КХЛ, я могу подняться на мостки и поставить камеру. Затем спускаюсь в пресс-центр и раскладываю оборудование. После этого иду на лед, чтобы закрепить камеры в воротах. И за сорок минут до начала матча у нас начинается раскатка, которую я отрабатываю, снимая портреты для архива.


- Помимо этого, вы снимаете мероприятия Федерации хоккея России и матчи национальной сборной. Как и когда вы попали на работу в ФХР?

- Это было перед Кубком мира-2016. Марат Сафин из пресс-службы ФХР пригласил меня снимать некоторые матчи. Я им приглянулся, и они захотели со мной сотрудничать.

- Есть ли какая-то разница в стилистических требованиях между КХЛ и ФХР?

- Какой-то принципиальной разницы, думаю, что нет.

- Как считаете, чего в профессии фотографа больше - творчества или ремесла?

- Смотря, кто как к этому относится. Для кого-то фотография может быть творчеством, а для кого-то - ремеслом. Для меня и Владимира Беззубова это, конечно, в большей степени творчество. Кто-то, не столь увлеченный этим делом, может быть, рассматривает его как ремесло.

- Имеет ли право на жизнь такой подход?

- Я снимаю только хоккей, и я влюблен в этот вид спорта. Поэтому для меня хоккейная фотография - это, естественно, творчество. Но бывает так, что на матчи приходят ребята из агентств, и у них могут быть совершенно другие интересы. Перед ними могут просто поставить задачу снять хоккей, поэтому они рассматривают эту деятельность как ремесло. Я считаю, что каждый из этих подходов имеет право на жизнь. Все зависит от конкретного человека и от конкретных обстоятельств.


- Можете вспомнить самую необычную историю, связанную с вашей работой?

- Я ожидал подобного вопроса, но не могу сходу придумать, что можно на него ответить... В свое время мы с Владимиром Беззубовым первыми в России поставили камеру в ворота. Вот это можно считать чем-то необычным.

- Работа хоккейного фотографа предполагает под собой различные поездки. Можете ли вспомнить свою самую интересную командировку и что там происходило?


- Это все финалы Кубков Гагарина. Каждый из них запомнился на всю жизнь. Все они необычные и непохожи друг на друга.

- У вас день рождения 11 февраля - в самый разгар хоккейного сезона. Часто ли приходится встречать этот праздник на работе?

- На эту дату часто приходятся какие-то игры. Если на этот день у меня назначена игра, то я с удовольствием встречаю день рождения на работе. Обычно я никому об этом не рассказываю, поэтому меня поздравляют только самые близкие люди, которые знают о том, что у меня сегодня день рождения.


- Есть ли у вас какой-то конкретный снимок, который вы считаете лучшим в своей карьере?

- Надеюсь, что мой лучший снимок еще впереди! Не могу сказать, что мне больше всего нравится какое-то конкретное фото из тех, что я уже сделал.

- Есть ли секрет хорошей фотографии и в чем он состоит?

- Я думаю, что никакого секрета нет. Все зависит от увлечения и от того, хочется ли тебе этим заниматься. Нужно просто быть вовлеченным в работу. Если фотосъемка нравится тебе, то она обязательно принесет результат.

- Каким будет ваш совет молодым людям, которые увлекаются фотографией и хотят в будущем снимать хоккей?

- Нужно не бояться и начинать снимать, а при необходимости - задавать вопросы старшим. Главное - чтобы само дело нравилось, а все остальное - приложится.

 

Материалы рубрики "Работа в хоккее":